13.61°C
eye1
20 мая 2024

Премьера оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова вдохнула, наконец, жизнь в концертный зал (ныне - зал имени Исидора Зака) Новосибирского театра оперы и балета! И случилось это в день рождения Вольфганга Амадея Моцарта!

Волшебное имя «Моцарт» и не менее магическое имя «Пушкин» способно раз и навсегда увести зрителя в таинственный мир гения, словно дудочка гамельнского крысолова. Мучительную драму Сальери, пытающегося разгадать эту тайну, явил Александр Сергеевич Пушкин в «Маленьких трагедиях».

- Композитор Николай Римский-Корсаков хотел назвать оперу «Зависть», потом «Сальери», но в результате сделал по-пушкински, - рассказал после премьеры режиссер-постановщик оперы Вячеслав Стародубцев.

moz3

Одноактная опера прямо следует пушкинскому тексту. А вот постановка явно уклоняется от канонических образцов. И это неудивительно – все спектакли Вячеслава Стародубцева в новосибирской опере, по его определению, - мультижанровые.

- Мне захотелось немножко стряхнуть пыль с кулис и сделать что-то нестандартное в таком нестандартном зале. Здесь встречаются и классический балет, и современная хореография, и саунд-дизайн, и классическая музыка Римского-Корсакова.

И уж совершенно нестандартное – в ткань оперы включены отрывки из писем Моцарта, которые читает известный театральный режиссер Роман Виктюк, эти записи он сделал эксклюзивно для спектакля.

Сценография спектакля предельно лаконична: черный рояль, белое полотнище кулисы. Черное и белое, да и нет, добро и зло, гений и злодейство… Сальери (Андрей Триллер), конечно, в черном, Моцарт (Владимир Кучин) – безусловно, белоснежный! И за ними по пятам ходят и борются между собой за их души – некто белый и черный (артисты балета Евгений Дубровский, Кирилл Новицкий).

moz4

И как клавиши рояля – они не могут жить один без другого. Легкая, пластически достоверная, завораживающая игра персонажей не может изменить ход событий. Все уже предрешено на небесах. Моцарт рожден быть гением, Сальери – великим тружеником. Тут прямо и Маяковский припомнился: «Кто более матери-истории ценен?»

Моцарт – игра, эмоции. Сальери – расчет, алгеброй гармонию разъять. Пытаясь вырваться из своей ограниченности и встать вровень с гением (фантастическая сцена с безумными метрономами) Сальери (по Пушкину) находит только один выход – яд: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя!» А с другой стороны – великодушие Моцарта, обращенное к коллеге: «Он же гений. Как ты да я…»

moz6

С новой режиссурой в оперном театре по-новому заблистали таланты наших солистов. Сальери – серьезная драматическая работа Андрея Триллера, мастерски прошедшего тяжелейший путь своего героя от злодейского замысла до его воплощения. Сальери Андрея Триллера – совершенно земной, тяжеловесный, ему не дано воспарить, как Моцарту, даже если он поднимется вверх (по лестнице славы, например). И вот рядом он, Божье дитя, Вольфганг Амадей Владимира Кучина – радостный, полувоздушный, бесконфликтный, открытый миру, но в то же время и страдающий, и по-своему терзающийся муками творчества.

moz8

Еще одно достоинство камерного зала – возможность различить тончайшие мелодические интонации в оперных партиях, буквально дословно расслышать слова, что далеко не всегда удается в большом зале.

Оркестр в спектакле находится прямо на сцене. Как говорит художник-постановщик спектакля Тимур Гуляев, «мы разделили сцену на два пространства - оркестровая площадка изображает деку рояля, струны которого отделяют оркестр от сцены». Ильдар Нагиев, первая скрипка оркестра театра, дебютировал в спектакле как дирижер-постановщик.

moz5

Дебютов в этой премьере, кстати, было немало.

- Нам хотелось собрать команду молодых, которые мыслят на волне свежей театральности, - говорит Вячеслав Стародубцев. - Дебют у Тимура Гуляева, который более двадцати лет работает художником-бутафором в нашем театре. Дебют у звукорежиссера театра Ильи Олейника, который создал саунд-дизайн. Артист балета Кирилл Новицкий дебютировал в качестве хореографа, актер и режиссер Сергей Захарин из театра Виктюка дебютировал работой над пластической концепцией спектакля.

moz9

Недостаток одноактных пьес, пожалуй, один – они заканчиваются слишком быстро! И хочется оттянуть финал трагедии. «Постой, постой!.. Ты выпил…без меня?» Но вот Моцарт уже там, в горних высях, где хор ангелов (детский хор театра) поет Реквием, и с балкона его мощно подхватывает большой хор, и великий свет моцартовской музыки вновь пронзает темноту – и царствует над миром. Слезы. Овации. Все, как и должно быть.

moz7

Да и гений Пушкина все еще властвует над умами наших современников. Вячеслав Стародубцев сообщил, что оперная Пушкиниана в театре (вслед за поставленными операми «Борис Годунов», «Пиковая дама. Игра», «Моцарт и Сальери») продолжится спектаклем «Скупой рыцарь».

Светлана Сучкова.
Фото со страницы театра: https://novat.nsk.ru/theatre/repertoire/motsart_i_saleri/

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk