В Новосибирском государственном художественном музее открылась юбилейная выставка «АРТ-Новосибирск», посвященная 80-летию Новосибирского отделения Союза художников России.
Юбилейная палитра
Юбилейные торжества собрали в музее весь цвет новосибирской художественной культуры. У художников – настоящий праздник, поэтому, как и положено, раздавались награды и подарки – и Союзу художников в целом, и отдельным мастерам. Они получили почетные грамоты, дипломы, благодарности, медали и от профессионального сообщества, и от органов власти.
Золотыми медалями Союза художников России отмечены Анатолий Никольский, Данила Меньшиков, Александр Крутиков, Виктор Бухаров, а золотую медаль имени В.Сурикова получили Михаил Омбыш-Кузнецов и председатель Союза Вадим Иванкин.
В настоящий момент наше отделение творческого союза объединяет 89 профессиональных художников. Самому пожилому члену Новосибирского отделения ВТОО «Союз художников России» - 91 год, это скульптор Елена Телишева, самому молодому – Василисе Коверзневой, получившей членский билет на торжественном собрании, - 27 лет.
«…Строил мост в социализм…»
Новосибирское отделение Союза художников России создано в 1933 году – это начало первых пятилеток, бурного строительства нового общества, в искусстве оно ознаменовалось становлением социалистического реализма.
«Шел я верхом, шел я низом, строил мост в социализм», - почему-то именно эти строчки Владимира Маяковского вспомнились при знакомстве с творчеством новосибирских художников, стоявших у истоков организации. Среди них, конечно, - Александр Силич, по рисункам которого можно проследить историю превращения купеческого Новониколаевска в индустриальный Новосибирск.
Кстати, картины на выставку представили также Томский, Кемеровский и Алтайский художественные музеи. На полотнах и на небольших графических работах бушует новый советский быт: одухотворенные лица колхозников, производственные будни шахтеров и других людей труда. Широкие мазки, фактурные лица, умильные колхозные сюжеты… И живопись, кажется, не ведает сомнений, в каком направлении идти, кого изображать… Ан нет, неожиданно появится «неправильное» лицо: Вера Штейн. «Санька раскулаченная». Благодаря таким вот ретроспективным выставкам открываются неизвестные или забытые, или «немодные» нынче произведения.
А в целом происходит настоящее погружение в эпоху – ты улавливаешь грохот отбойного молотка, и отрывок пламенной речи, и наступающую тишину ночного села, как на картине Ивана Титкова «Колхозное село ночью».
«Не достроил и устал, и уселся у моста́»
На этой выставке очень ощущается отсутствие «моста» между поколениями художников, и, наверное, между художественными школами. Вот был-был этот пресловутый соцреализм, а в следующем зале – как отрезало! Что ты узнаешь об этих годах «развитого социализма»? Да ничего практически и не узнаешь – словно их и не было, потому что художник и не обязан ничего «отражать». Каждый пишет, как он дышит… Юрий Третьяков «дышит» дурманящими запахами деревенского лета, а Владимир Фатеев – воспоминаниями о красном дне календаря.
И нашим художникам есть что предъявить на юбилей. Приятно было вновь увидеть знакомые работы (все-таки выставка ретроспективная), и новые произведения наших авторов (а это 89 членов Союза!). Приятно было встретить на выставке художников старшего поколения (Анатолия Никольского, Алексея Хусточко и других), которые радуют творческим долголетием. Приятно было наблюдать атмосферу радостного общения всех, кто собрался в этом знаковом месте для искусства.
Светлана Сучкова