6.61°C
eye1
26 апреля 2024

Премьера оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» на сцене НОВАТа перевернула представление о современной опере и образе главного героя.

Произошло это ровно сто лет спустя после премьеры оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Будапештской опере (24 мая 1918 года).

Режиссер Вячеслав Стародубцев любит создавать такие перекрестки культурных эпох, и на этих юбилейных стыках рождается действительно что-то совершенно необычное.

2018-й год можно назвать новой точкой отсчета для Камерного зала имени Исидора Зака – состоялась самоидентификация новой сцены в новой стилистике и форматах XXI века. Как оказалось, сцена почти идеальна для одноактных спектаклей (опер и балетов), которыми доселе не изобиловал репертуар оперного театра.

Зрители познакомились с оперой «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова (постановка Вячеслава Стародубцева), с маленькими шедеврами Сергея Рахманинова – буквально друг за другом состоялись премьеры: «Франческа да Римини» (постановка Вячеслава Стародубцева) и «Скупой рыцарь» (постановка Алексея Смирнова). И вот новая премьера, анонсированная как постановка современной оперы. Ну да, для оперного искусства, наверное, и сто лет – вечная молодость…

sinB3

- У нас в театре давно не было современных опер, хотя она не такая уж и современная – сто лет назад написана, - объясняет свой выбор режиссер Вячеслав Стародубцев. - Представляете, какой в то время это был материал интереснейший, спорный, какой-то трагичный, трогательный. Мы попытались из него сделать историю еще трогательнее…

Опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» - прекрасный плод символизма, более века назад царившего в европейском искусстве – будь то музыка, живопись или литература. И либретто Белы Балажа написано по мотивам пьесы известного символиста Мориса Метерлинка «Арианна и Синяя Борода». Хотя в ней звучат и венгерские народные мотивы, да, собственно, и герцог Синяя Борода напоминает известного трансильванского злодея - графа Дракулу.

Для зрителя того времени, находившегося в антураже символистской эстетики, возможно, опера была более понятна. Хотя, если судить по реакции зрителей спектакля, поставленного Костей Треплевым в чеховской «Чайке», непонимания хватало и тогда.

Режиссер, впрочем, и не собирался нарушать исконную основу оперы, однако адаптировал ее под современного зрителя – с мультимедиаэффектами и стилем высокой моды (художник-постановщик Жанна Усачёва, художник по свету Сергей Скорнецкий, режиссёр по пластике Сергей Захарин).

Шум дождя – и капли словно стекают с экрана в оркестр, предусмотрительно запасшийся зонтиками. Картины цветущих лугов, сумрачные пейзажи, и.. лужа крови, растекающаяся по полотну – предощущение трагического финала истории. Еще более зловеща и метафорична игра простыней с брачного ложа: белая – красная – черная.

Предощущение плохого конца возникает уже с первых звуков музыки.

sinB2

- Эта постановка – еще одна грандиозная удача дирижера Евгения Григорьевича Волынского, - рассказывает режиссер. - Партитура была перелопачена, она была подстроена под этот уникальный зал Исидора Зака. Мы уменьшили состав оркестра, а я попытался наводнить эту музыкальную ткань всякими громами, дождем, плачем ребенка – мне кажется, это в стилистике Бартока.

Постановщик кардинально меняет и акценты в изображении главных героев. Хозяин замка – отнюдь не мрачный тиран с чертами вампира, а вполне себе приличный и даже любящий человек. Герцог Синяя Борода (Алексей Зеленков) приводит в замок молодую жену Юдифь (Ольга Колобова) и перед нами разворачивается поединок двух любящих сердец. Она готова отдать все ради любви:

«О, позволь мне,
Синяя Борода,
всеми гонимый!
Пусть согреет эти скалы
наше счастье ярким светом.
Ветры, вейте! Солнце светом все согреет,
все зальет любви сиянье».

sinB6

Однако он почему-то противится: «Нет, здесь вечно будет мрачно».

Один из влюбленных хочет ВСЕГО, а второй этого ВСЕГО никогда не откроет… Вечная любовная дилемма: подчиняясь другому, теряешь свое я. Она готова отдать все, но одновременно и требует: ключ, ключ, ключ! Ключ от комнаты, где сокрыта главная тайна ее возлюбленного.

Узнав эту тайну в конце концов, Юдифь сама становится частью этого замка, войдя в хоровод прежних жен. Страстная и нетерпеливая, импульсивная и искренняя – героиня Ольги Колобовой своими руками разрушает возможное счастье: тайну можно узнать, только заплатив за нее собственной жизнью.
«Синяя Борода, дай ключи мне,
дай ключи! Тебя люблю я!»

А надо выбирать: или ключи, или «тебя люблю я»…

sinB4

- Герцог – для меня очень важно концептуальное решение, его все делают маньяком изначально, - говорит Вячеслав Стародубцев, - а страшно ему, потому что его никто не понимает. Для меня замок – это замок мужской души, куда все пытаются проникнуть, каждая женщина пытается его изменить, говорит: я постелю салфетки с цветочками и все заблагоухает в этой комнате! А мужчине важно личное пространство, на которое постоянно претендует женщина. И в союзе мужчины и женщины очень важно найти этот баланс личного пространства и любви.

Изображать жертву Алексею Зеленкову, по его словам, было довольно трудно:

- Я в основном играл то, что меня не понимают, не понимают колоссально, и что я одинок. Там много подтекстов, которые не на плаву. Я боялся, поймет ли зритель. Здесь нет привычных арий, дуэтов, здесь все вплетено в музыкальную конструкцию.

Но, учитывая экспрессию его партнерши, «жертва» получилась. «В жизни я не такая!» - смеется Ольга Колобова. Для нее роль Юдифь – это прекрасная возможность реализовать свой актерский потенциал в таком музыкально-драматическом действии.

sinB5

Однако не будем забывать, что опера создана и сыграна в духе символизма, где он и она - это необязательно живые люди. Это могут быть и вполне отвлеченные сущности, мечта и тайна, красота или мировой дух… Да и замок герцога символически можно принять за саму жизнь, где «жены» - утро, день, вечер и ночь (Юдифь, последняя и самая любимая)… Все. Круг замкнулся. И тайна умерла в момент истины!

Осталось истинное наслаждение от прекрасной музыки и яркие образы спектакля, которые еще будут всплывать в воображении и вызывать новые ассоциации.

Светлана Сучкова.
Фото со страницы театра: https://vk.com/novat_nsk


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk