Неожиданное имя – Валентина Диффинэ-Кристи. В Новосибирском художественном музее открылась выставка московской художницы «Воздух и свет Диффинэ-Кристи».
Название возникло из природы ее живописи: картины словно сотканы из неосязаемых субстанций. Кто она, русская женщина с французской фамилией, как появилась в сибирском пространстве?
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна (1918 - 2010), ученица Сергея Герасимова. Родилась, жила и работала в Москве. В 1946 году окончила Московский художественный институт им. Сурикова.
Вот что рассказал на открытии московский куратор выставки Иван Хотинский:
- Это уже шестнадцатая выставка памяти Валентины Михайловны в стране. Она была замкнутой в личной жизни, а в конце стала глубоко религиозна, говорила, что ее работы нужно выбросить. .. Но как раз после ее ухода картины попали в Третьяковку и еще более чем в 70 музеев...
…Невыносимая тяжесть бытия. Валентина Диффинэ белыми мазками словно прокладывала себе путь в другую реальность. Белым по белому – пытаясь воссоздать некий мир, где пребывала душа ее любимого мужа – Евгения Диффинэ.
Он оставил ее очень рано. Евгений Диффинэ, француз по происхождению, страстный поклонник и последователь Константина Коровина (и сына назвали Костиком!), умер от тифа в эвакуации в Самарканде в возрасте 28 лет.
Пережив утрату мужа (довлеющее влияние его творчества ушло гораздо позднее), Валентина Диффинэ-Кристи взялась за кисти. Когда нет выхода, нужно искать свет в конце тоннеля. Живопись – лучшее лекарство от боли. Где-то там, в горних высях исчезают резкие очертания, теряется яркость красок, возникает бесплотность. В позднем периоде своего творчества – уход в «белое», казалось, писала одними белилами, пытаясь «угадать» тот невечерний свет, который режет глаза, но растворяет темницу души…
Встреча с этим художником – откровение для многих. 16 выставок в стране – после смерти. Как всегда в России: чтобы тебя оценили, нужно, как минимум, умереть. А при жизни – почти забвение.
Удивительна серия ее производственных портретов. В 60-е вынуждена была вступить в «Индустриальную комиссию» при Союзе художников – выезжала на заводы и в колхозы, писала «соцзаказ» (а как прожить с ребенком и старенькой матерью на руках, не имея денег на хлеб?!). Но никакой соцреализм не смог победить «духовного импрессионизма», за который ее исключали из Суриковского.
Формальная живопись официально была под запретом, а она – писала, как дышала. На лицах ее фрезеровщиков и слесарей нет стахановских победных выражений. Они задумчивы и даже грустны, оторванные от станков и конвейеров, это просто люди – со своими сомнениями, переживаниями, непривычным для советского портрета как бы отсвечивающим внутренним миром. Изумительна по исполнению перламутрово-розовая «Крановщица» - в ней уже угадывается некий иконописный образ женщины. К этой иконописной манере художница будет идти, все больше отрываясь от реальности.
- Верность своему мужу и своему направлению – «духовному импрессионизму» она пронесла через всю жизнь, - отметил куратор выставки, искусствовед музея Сергей Тиханов. - В ней было много света. Валентина Михайловна действительно так видела мир: воздух и свет. В конце жизни она обратилась к библейскому реализму. И может быть, лучшая цитата к выставке - из Книги Бытия: «И стал Свет»…
Картины Валентины Диффинэ-Кристи – как раз тот случай, когда никакое фото и видео уж точно не передаст красоту и полноту ощущений. Это надо видеть!
Выставка работает в НГХМ (ул. Свердлова, 10).
Светлана Сучкова,
Фото предоставлено музеем.