В Новосибирском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Спящая красавица» в оригинальной версии хореографа Начо Дуато.
Сказочная история об уснувшей принцессе - один из самых добрых балетов. Здесь зло так легко побеждено, влюбленные счастливы, а на их свадьбе радостно танцуют герои других сказок Перро. Все светло и радостно, никаких трагедий. И музыка – прекрасная музыка Чайковского, известная всем, сотни раз исполняемая, но по-прежнему заставляющая переживать и дарящая наслаждение!
Классическую постановку и хореографию Мариуса Петипа новосибирцы видели не раз. Но иногда приходит время перемен. И сегодня в театре идет балет в оригинальной постановке испанского хореографа Начо Дуато.
Знаменитый испанский танцор хореограф специализируется на современных постановках, работает в Берлинской опере. И является штатным постановщиком Михайловского театра. «Спящая красавица» уже идет в Берлине и Санкт-Петербурге. И вот теперь новосибирские зрители могут увидеть тот же самый балет.
- Все три «Спящие красавицы» идентичны. Хореография одинаковая, шаги все те же самые, - рассказал Начо Дуато. - Но в новосибирском театре сцена гораздо больше, чем в Михайловском. Артистам балета приходится преодолевать во время исполнения большее пространство, быстрее двигаться, чтобы уложиться в отведенное для спектакля время. Однако в Берлине тоже сцена большая....
Мой ассистент работал над спектаклем месяца два. За неделю до премьеры я приехал в Новосибирск. И хотя артисты новосибирского балета привыкли к классическим танцам, современная хореографическая импровизация «Спящей красавицы» оказалась им интересна. Принимая во внимание то короткое время, которое у нас было, я могу сказать, что артисты балета очень и очень хороши!
Спектакль получился очень красивым и ярким. Прекрасные декорации, замечательные костюмы (художник-постановщик, художник по костюмам Ангелина Атлагич). Потрясающе «растит заросли» фея Сирень, на глазах пустая сцена зарастает деревьями. Очень красив лес, в котором гуляет принц Дезире. А когда он вместе с феей плывет по реке мимо зарослей к замку, панорама движется и создается полное ощущение, что мы вместе с героями проплываем через зачарованный лес.
И когда просыпается принцесса, на деревьях распускаются изумительные цветы – все это так необычно и по-настоящему театрально.
Удивительно играет свет, даря разные цвета ослепительно белому бальному залу (художник по свету Брэд Филдс).
Начо Дуато старается следовать традициям классического танца, но у его хореографии свой рисунок, свой шаг, свои приметы, которые очень отличаются от привычной нам хореографии. Балет технически выстроен в очень четком ритме, облегченная хореография делает его европейски холодноватым, логичным. Нам, привыкшим к классическому танцу, не хватает именно танца и, как ни странно – эмоций. Но вполне возможно, что на родине Шарля Перро именно так и живут - скрывая свои чувства.
Единственный, кто их не скрывает и чей дерзкий, феерично быстрый танец с первых минут завораживает и привлекает внимание – фея Карабос.
Кстати, говорят, что в традиции первых постановок Петипа злую ведьму танцевали мужчины. Для новосибирского зрителя такой подход был в новинку - и злодейка завоевала все зрительские сердца!
Но каким бы ярким и привлекательным ни было зло, в сказке добро всегда побеждает. И вот уже проснулась наша красавица, и вот уже на балу в честь ее помолвки танцуют кот и кошечка, волк и Красная шапочка, принцесса Флорина и ее синяя птица. А вот Аврора и принц Дезире застывают в сказочном зеркале. Спектакль окончен. Спящая красавица проснулась и надолго поселилась на сцене нашего театра.
И это правильно. Как там сказал поэт: «Но принц и Золушка танцуют, а остальное все – пустяк».
Евгения Буторина,
Фото автора, Виктора Дмитриева (7)