«Красном факеле» прошла самая большая премьера сезона − спектакль Тимура Насирова по последней пьесе Григория Горина «Шут Балакирев».
Яркий трагифарс о закате эпохи Петра. О власти и маленьком человеке, случайно попавшем на ее вершину. Горький и по-горински остроумный глубокий разговор о власти и предательстве. И, конечно же, о любви и одиночестве, как все пьесы Горина.
Погружение в век восемнадцатый получилось шумным и масштабным - в спектакле задействована большая часть труппы и... сотни табуреток, из которых созданы художником Александром Моховым декорации.
О табуретках, впрочем, разговор особый. Табуретка - это ведь этакий недостул, временная замена креслу. Пока еще нет мебели, посидим на табуретках. Пока еще только обустраиваемся... И время-то выбрано, когда Россия только обустраивается - уже ведь и Петербург заложен, и бороды боярские сбриты, и европейские забавы завезены. Но пока еще на сцене - не кресла и не стулья, а лишь табуретки.
Власть уже есть и стоит вроде бы прочно, и как боятся ее! Но некому эту власть ни поддержать, ни передать. И европейские ценности уже вроде привнесены в Россию. Только вот ценности эти - все больше пошлейшая шутовская команда с идиотскими шутками.
Самая верхушка огромной империи - а словно одна шутовская команда. И сои попасть в нее – как и справная крестьянка Анисья Балакириева(Елена Жданова), и подруга ее из той же деревни Дарья Бурыкина (Татьяна Классина) и дочка ее, нежная и преданная Дуня (Екатерина Макарова) становятся шумными клоунессами, жадными и продажными, под стать обер-шуту. И вот уже носится по сцене балаган , не разобрать, кто там шут, а кто принц Голштинский.... Да и обер-прокурор (Константин Телегин) вместе с вице-канцлером (Владимир Лемешонок) тоже недалеко от шутовской команды ушли. Правда, иначе - они словно надели застывшие маски из итальянской комедии дель-арте. Но маски – явление иноземное, они лишь чуток прикрывают суть придворных - жадную, властолюбивую, неуемную...
И понимаешь, отчего царь Петр (Андрей Черных) так ценит и прощает все своему любимцу Меншикову (Павел Поляков). Тот хоть в европейском парике, хоть без парика, хоть в треуголке - живой, настоящий. Вор, подлец, взяточник, но - живой, реальный, без масок...
И солдат Иван Балакирев (Сергей Богомолов), чудом попавший в эту властную круговерть, тоже живой и настоящий. Его наивная искренность, которая порой сродни глупости, выбивает героя из окружающего шутовского хоровода, вытаскивает наверх... Только вот рядом с власть имущими подняться наверх – это не всегда на вершину, порою – на табуретку, поближе к веревке...
Впрочем, все это мы уже знаем. Видели не раз. Нет новизны в этой трагический истории, представленной режиссером Тимуром Насировым. И хочется смеяться, потому что плакать на ней снова не получается – уже плакали...
Как бы четко ни были простроены мизансцены и как бы красиво ни вырывался с того света на этот Иван Балакирев, трагифарсом о власти российского зрителя удивить сложно.
Ибо табуретка, даже если она расписная и в позолоте, - она все равно лишь табуретка. Недостул.
А плакать хочется над историей Петра - тирана и деспота, обреченного на одиночество и непонимание. У Андрея Черных фигура русского царя обретает многогранность и метафоричность. Он – самодур и деспот, он – та самая вершина власти, к которой так стремятся окружающие. Создавший этот нелепый балаган, Петр сам по сути становится в нем первым шутом. Он - фигура одинокая и трагическая.
Немолодой, одинокий, усталый человек, у которого из близких людей - лишь ворюга Меншиков, гулящая, падкая на лесть и ухаживания бонвиванов жена и случайно попавшийся под руку мальчишка-шут...
Трагичная и очень личная история царя Петра и его Екатерины (Ирина Кривонос), сыгранная на полутонах и полувзглядах, очень тонко и ярко – самое интересное в спектакле.
Горин – на то и гений, что в его пьесах, помимо философских и политических мотивов, всегда есть страсти человеческие и люди, которых эти страсти сжигают.
Евгения Буторина
Фото Виктора Дмитриева