На VI Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина состоится концертное исполнение оперы «Тангейзер» Вагнера под управлением и в авторской редакции Дмитрия Юровского.
Накануне открытия фестиваля в культурно-экспериментальном центре «Синяя цапля» Дмитрий Юровский рассказал о своей любви к Вагнеру и о сложной судьбе оперы «Тангейзер».
- Почему именно «Тангейзер», с которым у многих ассоциируется конфликт и скандал?
- Наверное, именно поэтому. В этом городе и театре я появился именно из-за этой истории. Я безумно рад и благодарен судьбе, но мне очень жаль, что так ситуация сложилась в Новосибирске. И я хотел бы сказать – постановка ведь тут ни при чем. Спектакль – это искусство, он может нравиться или нет. И речь может идти лишь об этом. Все остальное – политические оценки, которые к искусству отношения не имеют.
Но «Тангейзер» вообще очень несчастливая опера с очень непростой судьбой. В 1845 году опера была впервые исполнена в Дрездене и критики не приняли ее. И она достаточно долго шла в двух-трех театрах и все. «Тангейзер» – один из переломных моментов, когда Вагнер стал отходить от итальянизации оперы, но к своему стилю еще не пришел.
Потом была Парижская опера, которая потребовала, чтобы все перевели на французский язык, и чтобы в каждом действии было по 25 минут балета. Вагнер считал, что это пустая трата времени, однако написал музыку для оргии в гроте Венеры. Но даже в Париже не рискнули поставить эту сцену. И в результате зрители пришли в театр на оперу, звучала музыка, а на сцене ничего не происходило. И зрители стали уходить…
Словом, судьба у «Тангейзера» была сложной. Да и до сих пор Ватикан, например, очень не рекомендует ставить эту оперу… За последние пятнадцать - двадцать лет существует порядка двадцати постановок, которые не дожили даже до второго спектакля, и это в толерантной Европе. Так что, вполне возможно, идея новосибирского Оперного театра начать свои отношения с Вагнером именно с «Тангейзера» была не самой удачной.
- А вы не собираетесь ставить «Тангейзера» в театре?
- Я пока еще не уверен, что вообще буду его ставить. У меня с операми Вагнера тоже достаточно напряженные взаимоотношения. До сего дня я ни разу не видел постановки Вагнера, которую бы принял полностью и хотел бы разделить за нее музыкальную ответственность…
Я не нашел того режиссера, с которым хотел бы его поставить.
Я не потерял надежду поставить Вагнера, но мне кажется, что к этому надо подойти постепенно. Вагнер требует очень большой подготовки - как публики, так и исполнителей.
Вагнер действительно гениально одаренный человек, и мне кажется, его музыка заслуживает того, чтобы ее знать. Хотя надо сказать честно – во-первых, его оперы очень длинны, три – четыре часа оперы сегодня мало кто выдержит. Не умел Вагнер свои мысли выражать коротко. И второе – у него очень тяжелый язык. Это даже не немецкий язык. Это древненемецкий язык, в котором часть слов и словосочетаний придумывал Вагнер сам. И, конечно, выучить эти арии непросто. У Верди, скажем, в «Аиде», которая продолжается тоже около четырех часов, партия Радамеса длится порядка 33 – 34 минуты. А у Вагнера в «Тристане и Изольде» - роль Тристана длится час сорок две минуты. Много ли найдется сегодня исполнителей, которые способны петь высокодраматичные партии в течение такого времени?
В Мюнхене в Баварской опере есть ноты, и вот на исторических музейных партиях написано, на какой странице ушел из жизни какой дирижер, какой тенор. Это – касается именно спектаклей. Чтобы заниматься Вагнером, у тебя должна быть подготовка марафонца, это совсем другой вид спорта. Стоит ли удивляться, что сегодня Вагнера ставят достаточно мало?
К тому же, готовить к восприятию музыки Вагнера надо не только исполнителей, но и зрителей. Чтобы по-настоящему столкнуться с произведением Вагнера зритель должен быть эмоционально подготовлен.
Для того чтобы понять и почувствовать музыку Вагнера нужно время. В ней заложено такое количество силы и адреналина, что Вагнера невозможно ни слушать, ни исполнять в нейтральном расположении духа. Вагнер не может быть фоном, он и его музыка изначально предполагает полное присутствие. Замечательно, что когда есть телевизор и компакт -диски, люди все равно ходят в театр и на концерты. Чем больше ты будешь узнавать искусство, тем ты станешь душевно богаче. Стать душевно богаче - мне кажется, это и должна быть сегодня наша цель. Ты можешь провести время, которое тебя не оставит равнодушным. А мы и работаем ради этого.
Путь внедрение Вагнера в массы тернистый, но я человек упрямый.
Евгения Буторина
Фото автора