-0.39°C
eye1
20 апреля 2024

На VI Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина  состоится  концертное исполнение оперы  «Тангейзер» Вагнера под управлением и в авторской редакции Дмитрия Юровского.

Накануне  открытия фестиваля в культурно-экспериментальном центре  «Синяя цапля» Дмитрий Юровский рассказал  о  своей любви к Вагнеру и о сложной судьбе оперы  «Тангейзер».
- Почему именно «Тангейзер», с которым  у многих ассоциируется конфликт и скандал?
 - Наверное, именно поэтому. В этом городе и театре я появился именно из-за этой истории.  Я безумно  рад и благодарен судьбе, но  мне очень жаль, что так ситуация сложилась в Новосибирске. И я хотел бы сказать – постановка ведь тут ни при чем.  Спектакль – это искусство, он может нравиться или нет. И речь может  идти лишь об этом.  Все остальное – политические  оценки, которые к искусству отношения не имеют.

Но  «Тангейзер»  вообще очень несчастливая опера с  очень  непростой судьбой. В 1845 году опера была впервые исполнена в Дрездене и критики не приняли ее.  И она достаточно долго  шла в двух-трех театрах и все. «Тангейзер» – один из переломных моментов, когда Вагнер стал отходить от итальянизации  оперы, но к своему стилю еще не пришел.
 Потом была Парижская опера, которая потребовала, чтобы  все перевели на французский  язык, и чтобы в каждом  действии было по 25 минут балета. Вагнер считал, что это пустая трата  времени, однако  написал   музыку для оргии в гроте Венеры.  Но  даже в Париже не рискнули поставить эту  сцену. И  в результате  зрители  пришли  в театр на оперу,  звучала музыка, а  на сцене  ничего не происходило. И зрители  стали уходить…

Словом, судьба у «Тангейзера» была сложной. Да и до сих пор Ватикан, например, очень не рекомендует ставить эту оперу… За последние  пятнадцать - двадцать лет  существует порядка двадцати постановок, которые не дожили даже до второго спектакля, и это в толерантной  Европе. Так что,  вполне возможно, идея новосибирского Оперного театра начать свои отношения с Вагнером именно с «Тангейзера» была не самой удачной.

- А вы  не собираетесь ставить «Тангейзера» в театре?
 - Я пока еще не уверен, что вообще  буду его ставить. У меня с операми Вагнера тоже достаточно напряженные взаимоотношения. До сего дня я ни разу не видел  постановки Вагнера, которую  бы принял полностью и хотел  бы разделить за нее музыкальную ответственность…
Я не нашел того режиссера, с которым хотел бы  его поставить.

Я не потерял надежду поставить Вагнера, но мне кажется, что к этому надо подойти  постепенно. Вагнер требует очень большой  подготовки - как публики, так и исполнителей.

Вагнер действительно  гениально одаренный человек, и мне кажется,  его музыка заслуживает  того, чтобы ее знать. Хотя надо сказать честно – во-первых, его оперы очень длинны, три – четыре часа оперы сегодня мало кто  выдержит. Не умел Вагнер свои мысли выражать коротко. И второе – у  него  очень тяжелый язык. Это даже не немецкий язык. Это древненемецкий язык, в котором часть слов и словосочетаний придумывал  Вагнер сам. И, конечно, выучить эти арии непросто. У Верди, скажем, в «Аиде», которая продолжается тоже  около четырех часов, партия Радамеса длится порядка 33 – 34 минуты. А у Вагнера в «Тристане и Изольде» - роль Тристана длится час сорок две минуты. Много ли найдется сегодня исполнителей, которые способны петь  высокодраматичные партии в течение такого времени?

В Мюнхене в Баварской опере  есть ноты,  и вот на исторических музейных партиях  написано, на какой странице ушел  из жизни какой дирижер, какой тенор. Это – касается  именно спектаклей. Чтобы заниматься  Вагнером, у тебя должна быть подготовка марафонца,  это совсем другой вид спорта.  Стоит ли удивляться, что сегодня Вагнера ставят достаточно мало?

К тому же, готовить к  восприятию музыки Вагнера надо не только  исполнителей, но и зрителей. Чтобы по-настоящему столкнуться с произведением  Вагнера  зритель должен быть эмоционально подготовлен.
Для того чтобы понять и почувствовать музыку  Вагнера нужно время. В ней заложено такое количество силы и адреналина, что Вагнера невозможно ни слушать, ни исполнять в нейтральном  расположении духа. Вагнер не может быть фоном, он и его музыка изначально предполагает полное присутствие. Замечательно, что когда есть телевизор и компакт -диски, люди все равно ходят в театр и на концерты. Чем больше ты  будешь узнавать искусство, тем ты станешь  душевно богаче. Стать душевно богаче -  мне кажется, это и должна быть сегодня наша цель. Ты можешь провести время, которое тебя не оставит равнодушным. А мы и работаем ради этого.


Путь внедрение Вагнера в  массы тернистый, но я человек упрямый.

Евгения Буторина
Фото автора

 


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk