Премьера «ДИДОНА, ЭНЕЙ, SWING&BEATBOX» (по мотивам английской музыки XV-XXI веков) в рамках международного музыкального фестиваля КЛАССИКА в Новосибирской филармонии состоялась 12 декабря.
В буклете фестиваля сказано, что «третье пришествие оперы «Дидона и Эней» обещает быть революционным». Почему третье? В 1995 году опера Генри Пёрселла впервые была поставлена в филармонии в классическом варианте. Через несколько лет постановка была возобновлена.
И вот новая встреча - с концертным исполнением оперы. На сцене Ансамбль «Маркелловы голоса» и Ансамбль «Новосибирская камерата», участвовавшие в первой постановке.
По замыслу художественного руководителя Ансамбля «Маркелловы голоса» Игоря Тюваева, в концертном проекте соединились эпохи, соединились контрастные музыкальные стили, начиная с ирландских народных песен и заканчивая музыкой британской группы «Coldplay», играющей альтернативный рок.
История любви Дидоны и Энея трагична. Это повествование о вынужденной разлуке любящих сердец, о вмешательстве злых сил.
…В зале гаснет свет. Зрители приветствуют музыкантов и дирижера. И неожиданно, как будто вопреки сюжету оперы, звучит одна из самых светлых песен группы «Coldplay» «Viva La Vida!» - «Да здравствует жизнь!».
Музыкальная ткань повествования настолько органично сплетена, что создается впечатление единства таких разных стилей, как опера и рок. Здесь и «Чакона» Антонио Бертали XVII век, и «Incantation» из «Stabat Mater» Карла Дженкинса XXI век. В сценах зла необычно колоритно звучит битбокс- имитация ударных инструментов голосом (Олег Зайцев). Особую окраску придают импровизации на синтезаторе в стиле свинг(Евгений Серебренников). Если у Генри Пёрселла троянский герой Эней - тенор, у Игоря Тюваева он - бас (Владимир Коварский). Это еще больше усиливает внутренний конфликт повествования.
Шикарные голоса солисток Ирины Новиковой (НОАВТ) - Дидоны, Евгении Жуковской звучат так проникновенно, что порой теряется ощущение концертного зала. Зритель как будто перемещается в храм, где под сводами тихо звучит орган и льются красивые женские голоса.
Историю Дидоны и Энея завершает проникновенно-грустная композиция Эрика Клэптона «Слезы на небесах». Прекрасные, чистые голоса заполняют зал светлой грустью…
Аплодисменты не смолкают. И вдруг так же неожиданно, как в начале, вновь «Маркелловы голоса» поют «Viva La Vida!» - «Да здравствует жизнь!». Она звучит, обрамляя все музыкальное повествование и утверждая веру в жизнь несмотря ни на что!
Ольга Вьюнова
Фото автора