2.61°C
eye1
3 мая 2024
Три счастливых дня…с «Большими гастролями»

Вернее, не три дня, а три вечера подряд, проведенные на спектаклях Большого драматического театра Тюмени оставили, на исходе первого летнего месяца, пожалуй, самые глубокие и неоднозначные впечатления.

Собственно, «счастливых» дней у меня было бы четыре, столько спектаклей театр привез в наш город, просто не удалось охватить всю программу, как хотелось.

20‒25 июня 2023 года состоялись «Большие гастроли» Тюменского Большого Драматического театра в Новосибирске, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. В рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сцене Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» прошли показы спектаклей «Тартюф», «Восемь женщин», «Каренин А.», «Новеченто (1900-й)» https://pensioner54.ru/o-proekte/novosti/bolshie-gastroli-2023.

Что удивило в первую очередь, так это до отказа заполненный зал «Красного факела» на протяжении всех гастролей тюменцев. Зрители уже узнавали друг друга — такое единодушное выражение гостеприимства вызывало гордость за нашу театральную культуру. Приятно видеть в зале молодые лица, многие приходили семьями.

Вечер 21 июня. Занавес поднят — на сцене «Тартюф». Известная комедия Ж.-Б.Мольера сразу же настраивает на определенный лад. От лица зрителей старшего поколения возьму на себя смелость заметить, что мы, выросшие на классическом театре и уже повидавшие не мало, особенно придирчивы к современным постановкам. Парадоксально, что находясь в любимом «Красном факеле» в первые секунды, глядя на сцену, растерянно понимаешь, что за годы мы привыкли к встрече с уже давно знакомыми лицами актеров, почти родными, в каком бы ни было спектакле.

gastrol 1

«Тартюф» сразу же поднял планку оценки игры тюменских артистов в последущих спектаклях . Почти два с половиной часа пролетели на одном дыхании. Своей игрой увлекли и расположили к себе Николай Аузин, почётный работник культуры и искусства Тюменской области Сергей Осинцев, Жанна Сырникова, Софья Илюшина, Наталья Никулина, Александр Тихонов, Виталий Илюшкин, Дарья Шалдуга, Кристина Тихонова, Александр Кудрин, Андрей Волошенко, Дмитрий Егоров, Егор Медведев, Елена Махнева, Николай Падалко, Роман Гусак.

Работа режиссера-постановщика Александра Баргмана и художника-постановщика Елены Жуковой, думаю, не оставила равнодушным даже самого придирчивого зрителя. Художественное изложение известного произведения, комедийной пьесы «Тартюф, или Обманщик», написанной еще в 1664 г. и широко представленной на сценах «больших и малых» театров, вполне удовлетворяла вкусам разновозрастного зрителя 21 века.
А после спектакля была ночь. Ночь, полная волшебнных грез, герои пьесы продолжали жить в моих сновидениях — и это лучшая оценка увиденному наяву.

Вечер 22 июня. «Восемь женщин». Музыкальная комедия в двух действиях, автор Робер Тома, режиссер-постановщик и балетмейстер Сергей Захарин, художник-постановщик Евгения Шутина.

Справка из Википедии:  Пьеса «8 женщин» была написана драматургом Робером Тома в 1958 году в Ницце. Автору не очень полюбилось собственное творение, однако по нему была снята первая экранизация, вышедшая в прокат в 1960 году. 28 августа 1961 года состоялась премьера пьесы на сцене парижского театра «Эдуард VII» . В России пьеса очень любима и в большинстве случаев ставится под названием «Восемь любящих женщин». Она входила или входит в репертуар московских «Театра сатиры», «Малого театра» (2015 г.) театра имени Моссовета (2021 г.), а также Владимирского академического театра драмы (2004 г.), Иркутского областного театра юного зрителя имени А. Вампилова, «Пермского Театр-Театра», Новосибирского театра музыкальной комедии, Краснодарского театра драмы имени Горького и других. 


Российским зрителям это произведение знакомо по фильму 2002 г. «8 женщин» французского режиссера Франсуа Озона . У меня в памяти сохранились обрывки далеких воспоминаний о телеспектакле какого-то театра. С большим интересом, как впервые, вникала в сюжет. 

Жанр мюзикла сильно отвлекал от детективной канвы, пришлось перестраиваться — расслабиться и отдыхать, наслаждаясь музыкой и игрой актеров, лица которых, исполнительские манеры и голоса уже были узнаваемы.

gastrol 4

В этой постановке мы встретились с новыми именами: заслуженная артистка России Татьяна Пестова, Евгения Казакова, Кристина Тихонова, Ольга Безбородова, Дарья Терёшина. А вот Наталья Никулина, Софья Илюшина, Елена Махнёва, Жанна Сырникова, занятые ранее в «Тартюфе» нисколько не разочаровали, а наоборот, полнее раскрыли грани своего таланта. И этот спектакль также был награжден бурными овациями  благодарных  новосибирцев.

gastrol 3

Вечер третий. 23 июня «Каренин А.»  Мелодрама, По мотивам романа Л. Толстого «Анна Каренина». Автор инсценировки и режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Южной Осетии Роман Габриа. Художник-постановщик Арина Слободяник. 

gastrol 6

«В основе пьесы Романа Габриа лежит толстовский текст и ставшие легендой персонажи великого романа. Спектакль «Каренин А.» — это взгляд с иного ракурса на всем известную историю. Жизнь Анны пройдет перед зрителями, увиденная глазами обманутого супруга – Алексея Каренина. И раскроется еще одна драма – любовь мужа, пытающегося отстоять свою семью, свое счастье. В спектакле Романа Габриа Алексей Каренин человечен...»

gastrol 5

Сразу скажу, что люди, выросшие в Советском Союзе, получавшие образование на произведениях «Золотого фонда России» неоднозначно принимают авторские изыски с пометкой «по мотивам». Глубоко вошедшее в плоть и кровь, впитанное с молоком матери, укоренившееся  в советской школе, ну очень мешает вникать в новую интерпретацию, построенную на бессмертных ценностях. 

Посмотрев первое действие мы с мужем поняли, что с автором абсолютно не согласны, хотя старались его понять.  Не согласны в его трактовке и видении той эпохи, в которой мы родились, жили наши родители, растили детей — это про попытку притянуть героев романа А.Толстого, написанного в 1873 г. и перенести их в 1970-80 гг. (расцвет нашей юности, на минуточку). Не согласны и с художником, который попытался в театральных условиях создать из декораций микс предметов советского времени, а получился, на наш придирчивый взгляд, некий полумузейный хаос. 

В третий раз с интересом следили за игрой и перевоплощением актеров. Исполнители ролей: Александр Тихонов, Полина Егорова, Николай Аузин, Кристина Тихонова, Виталий Илюшкин, Софья Илюшина, Андрей Волошенко, Ольга Игонина, Сергей Белозерских, Владимир Ващенко, Рома Созонов (учащийся театральной студии при ТБДТ), Лёва Аузин, Ксюша Степанова, Мари Бок, Тёма Лисовский (учащиеся театральной студии при ТБДТ). Что и говорить, юные артисты умиляли и заслужили отдельной благодарности.

Думается, что людям, знающим оригинальное произведение, трудно абстрагироваться от идеи автора  на этом спектакле. И как бы ни стрались артисты, им не удалось бы передать и прочувствовать духовный смысл любви Анны, ее отношений с Карениным и Вронским, которые были заложены у Толстого. Перед ними поставлены новые задачи, не имеющие отношения ни к известному роману, ни к Алексею Толстому. Поэтому не понятно – зачем нужны «мотивы»?  Мне показалось, что все слишком гипертрофировано и больше нацелено на политический аспект, а это мешает помнить о «высоком смысле» пьесы  Романа Габриа, о прощении, о «человечности» главного героя. Мне лично было трудно «приклеить» исторические имена героев романа А. Толстого к героям авторской инсценировки, показанным в спектакле. Мысленно легче их было называть Леша, Степа....  Было не комфортно, что-то царапало, временами даже коробило... 

Почему трудно воспринимать «смелые эксперименты» молодых авторов, построенные на классике? Театр всегда нес воспитательную миссию, а здесь есть опасение, что это сильно снижает уровень образования нового «техно»-поколения, российской культуры, восприятия исторических событий. Впрочем, я не критик и это просто мои рассуждения, отзывы сверстников, и чтобы окончательно не разочароваться, и не растерять первые впечатления, в антракте мы покинули театр.

Стоит лишь сожалеть, что по ряду обстоятельств не удалось посмотреть заключительный спектакль — мелодраму «Новеченто (1900-й). 

Хочется поблагодарить тюменцев за гастрольную программу. Она не оставила зрителей равнодушными, кому-то помогла просто отдохнуть после работы, насладиться театральной атмосферой, а кого-то заставила думать, рассуждать, спорить. В любом случае мы благодарны всем-всем, кто причастен — нашим краснофакельцам,  министерству культуры РФ за проект «Большие гастроли», за возможность новых знакомств, за встречу с Большим драматическим театром Тюмени.

Татьяна Тарновская
Фото предоставлены пресс-службой театра Красный факел


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk