На Большой сцене НОВАТа гастроли МХАТа им. М. Горького.
Спектакль-легенда «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова, поставленный Вл. Немировичем-Данченко еще в далеком 1940 году, старше чем сам НОВАТ. Восстановил постановку на мхатовской сцене режиссер Сергей Десницкий. В спектакле играет его дочь Вера Десницкая.
НОВАТ принимает москвичей уже в третий раз.
В главных ролях как известные артисты, так и новые имена московской труппы: Ольга ‒ Вера Десницкая, Маша ‒ Наталия Медведева, Ирина ‒ Тина Стойилкович, Андрей Сергеевич Прозоров ‒ Тимур Дружков, Наталья Ивановна ‒ Агния Кузнецова, Кулыгин ‒ Юрий Ракович, Тузенбах ‒ Герман Андреев, Соленый ‒ Георгий Иобадзе, Чебутыкин ‒ заслуженный артист России Андрей Казаков, Вершинин ‒ заслуженный артист России Максим Дахненко.
Несмотря на то, что каждый спектакль в новом времени звучит по-новому, здесь сохранена московская провинциальная атмосфера, костюмы той эпохи, и даже использованы предметы быта того времени.
Зрителям, и мне в том числе, всегда хочется знать немного больше об артистах, о процессе постановки спектакля, что же там, за кулисами. Об этом рассказали актеры на пресс-конференции перед началом гастролей.
Наталия Медведева и Максим Дахненко играли в «Женщинах Есенина». Максим исполнял роль Левия Матвея в «Мастере и Маргарите», а Георгий Иобадзе – Коровьева.
Вера Десницкая здесь не только как актриса, старшая сестра, она еще и ведет спектакль, «присматривает» за ним. Она хорошо знакома со всеми московскими чеховедами.
Молодая талантливая актриса Тина Стойилкович приехала из Сербии в Москву поступать в Театральный институт им. Б. Щукина, где было подано более 307 тысяч заявлений, и поступила. Сейчас играет в МХАТе.
У Веры Десницкой можно сказать «кровные» связи с «Тремя сестрами».
— Когда отец начал работу над возобновлением постановки, ему пришла идея, что я могу сыграть Ольгу. Мы вместе работали, я была практически как ассистент режиссера. Елена Кондратова, моя мама, играла в нем роль Ирины. И отец сыграл почти все главные мужские роли, от Тузенбаха до Чебутыкина. Вот такое семейное погружение. С детства это спектакль всегда фигурировал в семье, я проводила много времени за кулисами. Эта работа прошла через всю жизнь отца. И к концу своей творческой карьеры он вернулся к постановке как режиссер.
Нельзя относиться к спектаклю как к музейному экспонату. Наша задачи была сделать спектакль живым на сегодняшний день, чтобы чувства и эмоции были доступны и понятны для зрителей, сидящих в зале. Это была основная наши идея. Наша цель. Надеемся, что наша постановка найдет отклик в сердцах новосибирцев.
Женщины Чехова – Аркадина, Заречная, Ольга, Маша, Ирина – что же такое женский образ у Чехова?
– У Чехова нет ни одной героини с простой судьбой. За каждой – скрывается драма. Это тонкие, интеллигентные, образованные женщины, каждая со своей тайной, и эту тайну старается разгадать зритель в зале, — так видит этот образ Наталия Медведева, говоря о чеховских женщинах. — Работая над спектаклем, мы стали очень близки, стали настоящей семьей. Мы общаемся, поддерживаем друг за друга, мы пережили разные эмоции.
— Спектакль бережно сохранен с 1940 года. При мне он никуда не выезжал и нигде не показывался, это первый наш круиз в Новосибирск, — рассказал Максим Дахненко. – Уникальный спектакль с уникальной историей и сценографией. «Три сестры» сейчас визитная карточка МХАТа им. М. Горького. Начиная со столовых приборов, которые на первый взгляд уже должны лежать в музее, даже старая газета тех лет. И мы имеем право прикоснуться к этому и работать с этим. Все бережно было восстановлено, вся мебель реставрирована.
Когда я пришел в театр, там играли великие артисты прошлых лет, старики, которых я по учебнику изучал, и я боялся сесть при них. Но в них не было пафоса, они добились своим трудом того результата, о котором мы все знаем. Ты прежде всего человек в отношении партнера. Очень важны отношения внутри коллектива. От этого ты становишься личностью. Мы выходим на сцену и начинаем честно работать.
Сегодня состоится премьера не на мхатовской сцене, а на новосибирской потрясающей сцене.
Художник Вячеслав Окунев сделал прекрасные декорации, в них уютно существовать. Ты как будто действительно существуешь в том времени. Портреты, чемоданы, книги как в своем доме.
Еще не отыгран десятыйо спектакль на родной сцене, а мы решились на поездку в Новосибирск. Это было наше общее желание. Десятый будет здесь. Пять дней подряд мы играем для вас.
Если говорить о привязке к сцене, мы не начинаем громче разговаривать, подавать звук, этого нет. Все идет естественно. В процессе репетиций мы слушали друг друга из зала.
Тине Стойилкович гораздо интереснее играть героинь Чехова. Даже интересней, чем героинь Шекспира, признается актриса.
— Что современного мы привнесли в роли – скорее что-то «живое», как мы чувствуем сейчас, как видим, как доносим нашу идею, наши мысли, — делится своими ощущениями Тина. — Не надо делать из этих героев каких-то далеких людей. Чехов схватил вот эту человеческую составляющую, которая через года не меняется вне зависимости от страны и места. Русская душа она уникальная. Ощущение России и ее масштаба – все есть в чеховских персонажах, и мне это очень близко. Для русского актера это большая ответственность, а для меня тем более.
«Чехов – писатель, который писал жизнь. И он вечен и современен всегда, в любую эпоху, в любые времена. По любому поводу вы можете найти у Чехова ответы на многие вопросы, которые волнуют нас в нашей современной жизни». Сергей Десницкий.
Ольга Вьюнова
Фото – Евгений Иванов
Сайт театра https://novat.ru/theatre/theatre/