Первой премьерой 78-го сезона на Малой сцене НОВАТа стала опера Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой».
Либретто – Абрам Гозенпуд по мотивам одноименной комедии Уильяма Шекспира.
Музыкальный руководитель и дирижер – художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский.
Автор художественной концепции и режиссер-постановщик – Ирина Гаудасинская.
Художник-постановщик – Тимур Гуляев.
Уютный итальянский дворик. Богатый купец Баптиста Манола дал себе слово, что пока не найдет жениха для старшей дочери, своенравной Катарины, младшую Бианку замуж не выдаст. Гортензио и Люченцио, влюбленные в Бианку, встречают Петруччио, молодого авантюрного дворянина из Вероны. Узнав от Гортензио о богатой невесте, он решает жениться на ней и заключает пари, что Катарина станет кроткой. Но в итоге сам же и влюбляется в нее. Кроткая Бианка тоже не так проста, как кажется на первый взгляд. Поистине «строптивость женщин хуже ада».
После остросюжетных перипетий, наполненных тонким юмором, все заканчивается благополучно и побеждает любовь.
Красиво в сценическом плане решена ария Катарины «Я день и ночь терплю терзанья», передающая душевные смятения и чувство зарождающейся любви.
Завершает оперу торжественный финальный дуэт Катарины и Петруччио с хором – символ всепобеждающей любви.
Интересна история создания оперы. В октябре 1941 года Шебалин был эвакуирован в Свердловск. Городской театр Музыкальной комедии обратился к композитору с предложением написать оперетту по комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Музыка была написана быстро, но в театре решили, что она для оперетты слишком серьезная. И тогда композитор принял решение доработать ее, написав комическую оперу. Вот так оперетта превратилась в оперу.
И только в 1957 году состоялась премьера в Куйбышевском театре оперы и балета.
В Новосибирском театре оперы и балета премьера оперы «Укрощение строптивой» состоялась 1 декабря 1958 года.
Возможно, кто-то из старожилов города помнит эту премьеру.
«Я искренне считаю, что у нас совершенно незаслуженно обделяют вниманием оперы советских композиторов, - считает Ирина Гаудасинская, молодой режиссер из Санкт-Петербурга, ставшая в этом году победительницей Пятого Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». - Опера – сложный жанр. И одна из задач режиссера – чтобы действие воспринималось зрителем проще и понятнее. Сейчас комических опер на русском языке немного. Здесь текст русский, и это создает комфорт для зрителя. На сцене все герои вызывают симпатию, несмотря на то что в каждом есть что-то отрицательные – ну бывает же! У вас много молодых талантливых артистов!»
Художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский с долей сожаления говорит о том, что, когда перестал существовать Советский союз, много музыкальных произведений советских композиторов ушло в тень. Опера «Укрощение строптивой» прошла проверку временем. И нельзя здесь слово «наивно» воспринимать только в упрощенном понятии. Опера доступна для восприятия, и в этом ее достоинство. Опера живет в своем пространстве, не стилизуясь под определенный период времени. «Материал для нас в плане «живого» прослушивания довольно неизвестный. Ведь даже ноты оперы до сих пор не изданы для оркестра, все в рукописном варианте».
«Когда задачи интересные – они перестают быть сложными, – уверен Тимур Гуляев, художник-постановщик спектакля. Будем создавать атмосферу солнечной Италии на сцене. По костюмам была задача сделать их уютными., не кричащими, создающими эффект погружения в ту атмосферу, без современных элементов. В Малом зале нет кулис – все происходит в открытую. И как бы мы не старались сделать просто, с минимализмом – получилось красиво».
Опера меняется. Оперные спектакли начинает посещать молодая публика. НОВАТ многое предпринимает для этого. Поэтому здесь ставят детские спектакли-сказки, балеты и оперы, для самой юной публики. У театра большой творческий потенциал, и это держит артистов в форме.
Вьюнова Ольга
Фото Алексея Цилера
Комментарии