Театр "Старый дом". Сцена из спектакля "Золотой теленок"

Театр «Старый дом» в преддверии Нового года выпустил премьеру – спектакль «Золотой теленок» по роману И.Ильфа и Е.Петрова.

Режиссер Тимур Насиров из общей канвы романа взял «историю мечты», но полностью изолировать героя от обстоятельств сюжета ему не удалось. История мечты тесно переплетается с историей становления капитала подпольного миллионера Корейко, и волей-неволей постановщику пришлось пересказывать, откуда что взялось.

Так, на сцене появляются знакомые герои – дети лейтенанта Шмидта, служащие акционерного общества «Геркулес», обитатели сумасшедшего дома, и конечно, подпольный миллионер Корейко с девушкой Зосей. В спектакле занята почти вся труппа театра. Превратившись в цирковую джаз-банду образца 30-х годов, вместе с режиссером актеры увлеченно читают советский сатирический бестселлер, выполняя различные трюки и подыгрывая себе кто на чем: на баяне, стиральной доске, Паниковский (Александр Сидоров) неплохо владеет банджо…

Цирковой антураж подчеркивает бордовый круглый ковер посреди сцены, на котором и разворачивается все действо. Как в цирке какое-нибудь коромысло в руках клоуна превращается то в удочку, то в ружье, так «на манеже» «Старого дома» рояль, например, становится машиной Адама Козлевича «Антилопа-гну», а в комнате Корейко он превращается в комод, где лежит противогаз.

«Концерт замученных опечаток» - гласит подзаголовок в программке. Что это такое, и предстоит разобраться зрителю.

«Мне обещали, что я буду летать, но я все время ездил в трамвае. И я знаю, я умру накануне счастья, ровно за день до того, когда будут раздавать конфеты», - с такой невеселой прелюдией цитат из записных книжек Ильфа начинает спектакль постановщик Тимур Насиров. Но сердце настороженного зрителя будет растоплено в следующие несколько минут – джаз-банда сделает свое дело!

Почти три часа на этом цирковом кругу будет происходить искрометное действо на тему «погоня за миллионом».

Режиссер не отступает от первоисточника: его герои произносят любимые цитаты, а для массовых сцен выбраны наиболее выигрышные картинки - в сумасшедшем доме, утро в «Геркулесе» и др. Наиболее сильное впечатление производят как раз коллективные сцены – музыка, хореография, пластика – в блестящем исполнении актерского ансамбля лучше слов передают и смысл и сатирический подтекст происходящего.

Несомненной актерской удачей можно назвать образ Корейко, созданный Сергеем Дроздовым. Очень сложная, психологически тонкая роль, вообще один из самых «неуловимых» образов «Золотого теленка». Сергею Дроздову удалось прочитать его удивительно проникновенно, показав одновременно и гибкость, и жесткость этой натуры.

Заслуженные аплодисменты снискал и Александр Сидоров, превратив своего Паниковского из «жалкой ничтожной личности», о которой не будет на могиле рыдать безутешная вдова, в несчастного, но обладающего чувством собственного достоинства человека, уход которого вызывает щемящее чувство сожаления.

Загадочное появление на сцене не одного, а четырех Бендеров сам режиссер в интервью перед премьерой объяснял тем, что Остап – слишком богатая натура, чтобы его смог «потянуть» один актер. Возможно, Олегу Меньшикову в одноименном сериале это оказалось и не под силу, но Андрей Сенько (один из Остапов) мог бы и рискнуть. По режиссерскому замыслу ему досталось больше времени (чем другим актерам-Бендерам), чтобы проявить характер своего героя, и с этим он справился блестяще. А вот Виталий Саянок и Евгений Петроченко за столь короткие минуты пребывания в образе ничего ему не добавили. Во всяком случае, не запомнились этими проявлениями.

Василий Байтенгер и вовсе появляется только в финале. «Я не хочу жить вечно. Я хочу умереть», - говорит «забуревший» Остап с миллионом в чемодане. Но где счастье? И может ли быть счастлив человек, в погоне за хрустальной мечтой походя разбив сердце девушке, растеряв соратников (а друзей у него и не было) и ничего не создав?!

Но вопрос о мечте и счастье – не главный вопрос «Золотого теленка». И не главный вопрос постановщика. Вопрос о нас сегодняшних – с бесконечными шоу «Как стать миллионером?», «Шоу на миллион» и т.п., телесериалами об историях «успеха» олигархов и золушек, ставших женами олигархов. Великих комбинаторов, подпольных миллионеров, а также великих комбинаторов, ставших миллионерами, – несть числа. В подтверждение тому – сцена из спектакля, когда Корейко надевает противогаз и сливается с толпой. Остап в ужасе срывает маски: под ними нет Корейко, но вполне может быть другой подпольный миллионер…

Новым спектаклем на основе классического советского романа режиссер Тимур Насиров сделал очередной шаг в объявленном им направлении «театра-читальни». «Золотой теленок» в этом смысле – благодатнейшее поле. Спектакль заставил не только переосмыслить любимое произведение, но и вновь перечитать его. Да-да, открыть довольно потертый от частого употребления зелененький томик 1976 года издания, купленный на макулатуру (современным читателям этого не понять), и предвкушая истинное наслаждение, погрузиться в настоящее чтиво: «Пешеходов надо любить…»

Светлана Сучкова
Фото со странички театра: http://vk.com/old_house

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях: