Новосибирск в жизни известных людей. Рассказывает народный артист России Константин Райкин.
О том, что Новосибирск для Константина Райкина город значимый, артист рассказывал не раз. На пресс-конференции в рамках Рождественского фестиваля Константин Аркадьевич рассказал историю, связанную с Новосибирском.
- Когда я был молодой и популярный артист, у меня появилось официальное право на сольный концерт в двух отделениях. Это было что-то невероятное: я мог два часа стоять перед публикой на сцене! И на меня шли!
И вот во время своего отпуска я приехал в Новосибирск и стал давать концерты. Работал я на сцене Театра оперы и балета и, на радость филармонии, которой я был ангажирован, собирал зал. Семь дней подряд по пять аншлагов в сутки. Я дал тридцать пять концертов. Простаивал на сцене по десять часов чистого времени. Тогда, примерно, научился спать по двадцать минут. Вырубался мгновенно после спектакля и просыпался уже отдохнувшим. Единственное, что меня волновало, - это говорил я такие-то слова во время этого конкретного концерта или еще нет. Думал – ну вот сейчас скажу, а если окажется, что уже говорил, то отвечу, что это я зал проверяю...
Было это где-то в начале восьмидесятых годов. Я работал с воодушевлением и получал по сто рублей за концерт. При ста восьмидесяти рублях в месяц в театре. Перед отъездом из Новосибирска мне выдали разом весь гонорар. Я сложил эти три с половиной тысячи рублей в кожаный чемоданчик и поехал в Москву, где меня вызвали в финансовый отдел. Там мне сказали, что я зарабатываю слишком много. «А сколько надо?» - спросил я. «Не знаем, сколько надо, но вы заработали больше, чем министр культуры!» Я был молодой, наглый, и я подумал: «На него зрители не пойдут!»
После этой беседы я поехал вместе с чемоданчиком к родителям в Подмосковье. Они жили в легендарном дачном поселке на Николиной горе. Рядом с поселком была беседка, где давали концерты известные музыканты. В этот день все ждали приезда Святослава Рихтера. Родители пошли на концерт, и я, захватив свой чемоданчик, отправился вместе с ними. Сначала на грузовике привезли рояль, потом на «Мерседесе» приехал сам Рихтер. Он действительно играл, и это было такое фантастическое зрелище, что только поздно вечером я обнаружил, что моего чемоданчика нигде нет. Вот она – великая сила искусства!
Я побежал обратно в беседку, стал всех расспрашивать. Уже мысленно попрощался с гонораром… Но на свое счастье обнаружил чемоданчик в целости и сохранности. Оказывается, его после концерта предусмотрительно запер в своем сарае завхоз. Не знаю, вернул бы он его мне, если бы знал, что там внутри – может быть и не вернул…
Рассказ артиста записала Евгения Буторина