Пианист Даниил Трифонов стал самой яркой звездой Транссибирского Арт-Фестиваля Вадима Репина.
Даниил Трифонов впервые выступал в Новосибирске. Государственный концертный зал имени Каца за свою небольшую историю уже повидал немало мировых звезд. Но молодой пианист покорил публику буквально с первых звуков. Его сольный концерт под названием «Вспышка сверхновой» озарил души слушателей совершенно новым светом. Это мощное излучение необыкновенного таланта своей энергетической волной полностью накрыло зал.
Первое же произведение - Чакона для левой руки И. Баха в транскрипции И. Брамса буквально приковало взоры публики к руке музыканта, его удивительно пластичной фигуре. И первые же ассоциации, как оказалось, схожи у многих, побывавших на концерте, - это колдун, маг, чародей. Склонившись над клавиатурой, он словно готовил колдовское зелье, замешанное на романтических грезах Шуберта (Соната для фортепиано № 18), приправленное тончайшими ароматами Брамса (Вариации на тему Паганини) и фаустовской горечью Рахманинова (Соната для фортепиано № 1)… «Это сочинение никогда никто играть не будет из-за трудности и длины, а может быть, ещё, что самое главное, из-за её сомнительных музыкальных достоинств», - писал о своей сонате Сергей Рахманинов. Но должен был появиться Даниил Трифонов…
Он играл так, словно пытался проникнуть внутрь рояля и сам стать этим властелином звуков. Пианист как будто «вытягивал» их из инструмента, а затем грозно «загонял» обратно, утишая и умиротворяя. Или просил – и они выпархивали нежнейшими трепетными бабочками… Реально казалось, что это музыка в 3D. «Все время хочется заставить рояль звучать не как рояль,
а как живой голос», - говорит музыкант.
Завороженность зрителей напоминала священный ужас и восторг папуаса перед белым человеком, который с помощью увеличительного стекла извлекает огонь из щепки. Как он это делает – непостижимо. Но чудо происходит на глазах. Даниил Трифонов и сам признавался в одном из интервью, что становится во время концерта медиумом: «…Главная цель любого исполнителя - чтобы музыка (не его исполнение, а музыка) проникла в сердце публики. Чтобы была своего рода спиритическая связь между музыкой и публикой…»
Этот мальчик впервые сел за пианино, как пишут его биографы, в пять лет. А потом этот инструмент стал его вторым Я. Родители (а он из музыкальной семьи) сделали все, чтобы талант сына раскрылся – переехали в Москву, он окончил музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, его учительницей была Татьяна Абрамовна Зеликман.
Юный вундеркинд из Нижнего Новогорода покорил сердца многих именитых музыкантов на конкурсе «Щелкунчик», по мере взросления - на множестве других престижных международных конкурсах. В 2011 году Даниил Трифонов стал обладателем Первой премии и Гран-при XIV Международного конкурса имени Чайковского. Его звезда всходила на музыкальный Олимп стремительно, но только по своей, однажды проложенной, траектории.
Новосибирск, кстати, немного «поучаствовал» в его музыкальной карьере. Трифонов получил грант на обучение в Кливлендскую музыкальную академию (США) от Фонда Наума Гузика (Guzik Foundation) – российского мецената, ученого-физика из новосибирского Академгородка, основавшего IT-компанию в Силиконовой долине.
Даниилу Трифонову 25 лет и в его концертном графике – сольные концерты на лучших сценах мира – в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Париже. Записанный им компакт-диск был номинирован на премию Grammy.
Отдыхает он всего один день – в смысле, не прикасается к роялю: «Если у меня отобрать инструмент на несколько дней, мука будет нестерпимой. Я могу себе позволить один день отдыха, не больше». Вот «секрет» гения.
Заворожив новосибирскую публику, Даниил Трифонов улетел, но обещал вернуться. Через год-два. В Новосибирске его будут ждать…
Светлана Сучкова,
с использованием информации со страницы Даниила Трифонова ВКонтакте
Фото Виктора Дмитриева предоставлено пресс-службой Новосибирской филармонии