В Новосибирске завершились короткие гастроли Малого театра.
Об актуальности классики. Все меняется в мире. Но есть вещи незыблемые. И, наверное, это хорошо - должно же что-то оставаться неизменным в срочно меняющемся мире.
Одна из таких неизменных и незыблемых вещей - Малый театр. Один из старшейших в России. И в его незыблемости я уверена абсолютно.
Когда -то совсем юной журналисткой я брала интервью у народного артиста СССР Юрия Соломина. Впечатлений тогда осталась масса и до сих пор бережно хранится парочка фотографий в семейном альбоме. Говорил он тогда об актуальности классики. И вот спустя тридцать лет я, уже вся такая опытная, снова беру интервью у Соломина, и снова нервничаю и радуюсь своей профессии - всегда есть возможность послушать умного собеседника.
Гастроли Малого театра в Новосибирске - событие радостное. Малый театр - его ещё называют Домом Островского - предельно традиционен. В его репертуаре только классика, и это принципиальная позиция тетра.
- Малый театр возник в 1756 году указом императрицы Екатерины Петровны, - пресс-конференцию Юрий Соломин начинает с небольшой лекции об истории родного театра. И о том, что в следующем октябре театр будет отмечать свое 260-летие. – Репертуар у нас простой и хороший, потому что мы играем только классику. За редким исключением. И когда нас спрашивают: почему вы не ставите современные пьесы, мы отвечаем: а что такое современность? Это когда театр рассматривает современную проблему? Актуальную для зрителей? У нас все это есть! Если вы хотите посмотреть о чиновниках - у нас есть «Ревизор». Если вы хотите о любви - каждая вторая пьеса Островского - она о любви. В каждой классической пьесе рассматриваются проблемы, которые и сегодня важны, актуальны. И более того, когда пытаются сказать, что эти проблемы появились только сейчас, я говорю - читайте классику! Куда ни кинь взгляд - везде Грибоедов, Островский, Пушкин. Они уже все сказали. А вот когда нечего говорить, тогда начинают придумывать - а вот давайте разденем героев… Я это не поддерживаю.
- Наш театр – это наш дом. У нас такие прекрасные актеры, - поддержала своего педагога и художественного руководителя Людмила Полякова. - Что такое современность? Современно – это понять, что сказал автор. Как можно быть умнее Гоголя или Пушкина? Вот 12 лет у нас идет «Горе от ума» - и идет непрерывная реакция зала. Зал реагирует не на то, что кто-то снял штаны или повис на потолке. Зал реагирует на мысль.
- У нас 29 лет идет спектакль «Царь Федор Иоаннович», - улыбается Юрий Соломин, - я играл в нем лет 25. Самойлов играл Шуйского, Коршунов - Годунова. И вот сижу я на троне, и между ними идет конфликт. Лет двадцать играли, и вдруг в 90- е годы, по-моему, в 93-94-м, в одном из спектаклей Шуйский говорит: «Мне в Думе делать нечего, когда дела вершит не Дума, а шурин твой». И вдруг - пошла реакция зрительского зала. И мы все встряхнулись как-то. И спектакль заиграл новыми красками… Мы можем что-то упустить, забыть, но вот новое в жизни появилось, и зрители реагируют.
А как стал современен Островский? Ведь мы, живя в предыдущем обществе, не знали таких понятий как кредит, долговая яма, кредитно-денежные отношения. Зато как это актуально сегодня! А ведь это все Островский. И фразы, которые прежде не замечали, порой даже вымарывали в постановках, стали опять современны и понятны каждому.
За четыре дня новосибирские зрители смогли увидеть актёрские работы Ирины Муравьевой и Бориса Клюева, Юрия Соломина и Людмилы Поляковой.
Малый театр показал «На каждого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» и «Филумену Мартурано». Причем последнюю - практически в авторской интерпретации. Юрий Соломин рассказал, что при работе над спектаклем итальянский режиссёр Стефано де Лука привёз и показал артистам отрывки телеспектакля - постановки, в которой играл сам Эдуардо де Филиппо. От нее и отталкивалась постановочная группа.
Малый театр - это, безусловно, и музей истории русского театра и академия
театрального искусства. Но, несмотря на дороговизну билетов, зал на всех четыре спектакля был заполнен под завязочку. Традиционный классический театр, несмотря на многолетние стенания скептиков об его угасании, жив и востребован.
Евгения Буторина,
Фото автора