В начале февраля в культурной жизни Новосибирска произошло одно из значимых событий – в художественной галерее «Арт-центр на Красном» открылась выставка под интригующим и лаконичным названием «Лёд».
Участие в ней приняли 30 авторов из восьми российских городов – Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Омск, Томск, Салехард, Ярославль.
Честно говоря, на презентации выставочного проекта «Лёд» 6 февраля, я получила очень сильные впечатления − от её содержательного масштаба, от многогранной концентрации в экспозиционном пространстве галереи представленных произведений, объединенных, как оказалось, одним очень вдохновляющим названием – «Лёд».
Несомненно, все произведения заслуживают особого внимания, как в целом, так и каждое в отдельности. Но это нужно видеть своими глазами. Нельзя не отметить наряду с художественной ценностью экспозиции, научный и методический подход, несомненную «образовательность» в систематизации, в зонировании выставочного пространства художественных произведений классического направления и современного искусства, в чем явно прочитывается забота о каждом посетителе, от самого маленького до очень взрослого, подготовленного или впервые столкнувшегося с художественным искусством. Поразило меня, может быть впервые, как могут «дружить» и замечательно соседствовать разноплановые произведения, одновременно ярко освещая особую индивидуальность и авторскую гениальность творений художников.
Каким бывает лёд, его особенности, структура, где его много или совсем нет, как он образуется, из чего, есть ли польза от него, какова его роль в нашем мире, что мы о нём знаем? Масса вопросов, которые могут возникнуть на выставке. И тут вам, пожалуйста, библиотечка тематически подобранных материалов – переводные статьи зарубежных исследователей, энциклопедии, справочники, информационные стенды с научными определениями, специально подготовленное для этого проекта медиа-сопровождение.
Первые 100 посетителей выставки получили изящные подвески, мастерски выполненные из стеклянного сплава. Как театр начинается «с вешалки» (в советское время бытовало такое стойкое выражение в культуре), так и организаторы выставочного проекта «Лёд» обозначили начало просмотра «фантазийным» перфомансом, обеспечивая особый настрой человека, его перевода из городской суеты в другую «реальность».
В залах с переходами из одного в другой через специальные «порталы» открывается гостям буйство фантазии и художественного вдохновения, удивительного мастерства и красоты – нереальный мир нашей реальности.
Живопись, графика, текстиль, скульптура, дерево, керамика, стекло, металл, инсталляция, перфоманс, наука, современное искусство и культура, медиа-сопровождение – это те немногие, но основные теги проекта «Лёд».
А названия авторских работ − это особая тема: Ледовое побоище (инсталляция),
Место всеобщего веселья и всеобщего праздника (инсталляция), Лёд 1 и Лёд 2, Холодная голова, Зимний танкист, Коньки, Мечта и реальность, Ветер, несущий льды, Ледниковый период − и это лишь малая часть из на взлёт запомнившегося.
Интересно было узнать, чья идея самого проекта, его названия – все опрошенные дружно указали на Алену Залуцкую.
Алена – личность совершенно неординарная, щедро одаренная многими талантами, при этом хрупкая и нежная, отважная женщина-труженик, художник-керамист, монументалист, скульптор, дизайнер, «укротитель огня»*…
Много лет знакома с ней и с большим интересом наблюдаю за ее творчеством. Блоги Алены (nik − Ляля Помидорова в ВКонтакте, Инстаграм, Фейсбук) – стали для меня частью обязательного прочтения и просмотра, превратились в особый вид зависимости. Удивительный писательский дар, особый стиль ироничного изложения своих биографических, веселых и даже грустных историй, рассказы о своих коллегах, их успехах, репортажи и подробное описание культурных всероссийских и международных выставках, мастер-классах, конференциях, в которых она принимала участие, и о которых, практически, нет широкого освещения ни в СМИ, ни из официальных административных источников. Алена, можно сказать, «балует» интернет-пользователей подробными отчетами, видео и фото фиксацией этапов своей работы, интерьерных росписей огромных площадей, завораживающих взгляд обжигов, ночных бдений керамиста, а также занятий с детьми и взрослыми. Все это можно сравнить только с запойным чтением увлекательной и редкой книжки, от которой невозможно оторваться. Осталось добавить, как «вишенку на торте», еще одну особенность Алены − талант организатора, талант человека, умеющего помочь, увлечь, сдружить, сплотить всех, свою семью, друзей, коллег по цеху далеких и близких, и абсолютно незнакомых людей.
Совершенно сдуревший в своем начале февраль с плюсовой температурой, придал открытию выставки «Лёд» 6 февраля «жаркий» колорит, гостей встречали «жаркими» рукопожатиями и объятиями, подарками и «жарким» чаем. По дороге домой у нас возникли «жаркие» обсуждения. «Лёд» не смог остудить эмоции и сердца.
*Про огневую скульптуру Алены Залуцкой на симпозиуме «Птица счастья» во французском городе Ля Рошель в 2018 году можно прочитать здесь https://ksonline.ru/328863/russkij-angel/
С выставочным проектом «Лёд» можно ознакомиться в Арт-центре «Красный» с 7 февраля по 25 марта 2020 г. с 11 до 19 час (Красный проспект, 169,2).
Вход 100 рублей, дети до 16 бесплатно. Понедельник и вторник - вход свободный
Татьяна Тарновская
Фото автора, а также Олега Обухова (1,13,14) в группе Арт-центр «Красный» (2) ВКонтакте.