Партнерство театра "Старый дом" с музеем-заповедником "Архангельское"

В Государственном музее-заповеднике «Архангельское» в партнерстве с Новосибирским государственным драматическим театром «Старый дом» открылась выставка «Под маской театра».
Её яркой частью стали костюмы и визуальный мир спектакля «ПУЛЬЧИНЕЛЛА», который с успехом идёт в театре. Экспозиция разместилась в трюме Театра Гонзаги.
Выставочный проект посвящён исследованию влиянию комедии дель арте на театральные эксперименты 1910–1920-х годов, когда благодаря итальянским маскам в России появилось новое направление в сценическом искусстве. Он включает в себя два раздела: первый посвящён основным героям комедии дель арте (Арлекину, Пьеро, Коломбине, Пульчинелле, Панталоне, Бригелле, Тарталье, Труфальдино и т.д.), а второй представляет легендарные спектакли, поставленные корифеями русской сцены. Кураторы выставки считают, что она станет своеобразным манифестом инновациям: театр был местом реализации творческих замыслов его создателя – князя Н.Б. Юсупова, открывшего современникам итальянский театр декораций, выполненных художником Пьетро ди Гонзаги, концептуально опередившим свое время. «Но современные режиссеры по-новому смотрят на итальянские маски. Они становятся визуальным спецэффектом, который привносит в спектакли элементы сатиры, аллегории и социальной критики», — считают кураторы.
Спектакль «ПУЛЬЧИНЕЛЛА» был поставлен известным российским режиссёром Андреем Прикотенко на сцене «Старого дома» в 2022 году, — премьерный показ прошёл 10 сентября и был с воодушевлением встречен публикой. Завораживающий, ироничный и метафоричный мир создала художник Ольга Шаишмелашвили, населив сцену «некоторыми Пульчинеллами». Спектакль стал номинантом Российской Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска» 2024 сразу в шести позициях, — в том числе и в номинации «Драма. Работа художника».
Выставка продлится в федеральном музее «Архангельское» с 24 июня по 28 сентября 2025 года. После этого спектакль «ПУЛЬЧИНЕЛЛА» вернется в репертуар театра «Старый дом». Среди участников проекта: музей МХТ им. Чехова, Государственный музей им. Пушкина, Театр кукол им. Образцова и другие.
Андрей Прикотенко, режиссер спектакля: «Сам Пульчинелла отличается от других масок дель арте, например, от Арлекина тем, что у него есть лирическая составляющая, он наивен. Он такой персонаж, которого мы часто видим в нашей реальности. Он очень непосредственный, он не задает себе сложных вопросов, он некая биологическая данность. Жизнь сама по себе. И в этом пульчилиризме есть своеобразное обаяние, есть витальность. И вот эта витальность оказалось центром художественной сосредоточенности этого венецианского художника – Джандоменико Тьеполо. Может быть, в его сущности они находили ответы на то, почему закончилась Венецианская республика».
ДЛЯ СПРАВКИ Пульчинелла – не только одна из самых популярных и любимых масок итальянской комедии дель арте, но и самая таинственная, нетипичная и даже инфернальная. В отличие от того же Арлекина у этой маски нет закрепленного характера: за исключением того, что он представитель низового Неаполя XVI века, у него нет однозначного определения. Именно поэтому Пульчинелла на сцене может выступать в разных обличиях. У итальянцев есть даже специальное выражение «fare il pulcinella» - в переводе «пульчинеллить», что значит, изменять взгляды. Он может быть торговцем, огородником, сторожем, художником, солдатом, контрабандистом, вором, бандитом. Преобладающей чертой его характера всегда была глупость. Однако иногда он может быть и умен, и ловок, и хитер. Пульчинелла часто выступает в роли слуги, почти всегда он очень беден и очень голоден, но в некоторых сюжетах он неожиданно становится богатым. Встречаются сценарии, где Пульчинелла выступает даже в роли придворного. В отличие от других дзанни (слуг) Пульчинелла не всегда холост. Часто он предстает в роли мужа (нередко рогатого), окруженного толпой голодных ребятишек.
Что еще почитать
Новые статьи
Все о пенсиях