Утром 14 сентября от Нарымского сквера отъехали два больших туристических автобуса. В одном разместились люди старшего поколения, среди них были новосибирцы и гости города, специально приехавшие из Алтайского края и Кемеровской области, а в другом ехали юные школьники, кадеты.
Экскурсия пролегала по маршруту «Новосибирск – Ложок - Святой источник». Посвящалась она памяти тех, кто бесследно сгинул в страшном Искитимском лагере ОЛП-4.
Называлась экскурсия «Ложок: дорога к Храму». Храм по пути нам тоже встретился - красивый, большой, раскинувшийся на возвышении, рядом со Святым источником, что бьет неподалеку от тех трагических мест. Но суть названия не столь однозначна. Это была дорога каждого из нас к своему храму, воздвигнутому у каждого в душе.
Людей, собравшихся в 9 утра в Нарымском сквере у памятника жертвам репрессий, оказалось очень много. Ребята вручили каждому взрослому по две гвоздики, чтобы те смогли возложить их к священному камню. Вначале экскурсовод, а затем священник, отец Виталий из Вознесенского собора, поведали об этом лагере и о других гиблых местах в Новосибирске, в которых огпушники лишали жизни «политических».
По дороге экскурсовод Ирина Костюркина уже более подробно рассказала об ужасах штрафного лагеря ОЛП-4 Сиблага. Он открылся в 1929-м и просуществовал до 1955 года. То был лагерь для штрафников – зэка, отбывавших наказание в других местах, и в чем-то провинившихся. Их свозили сюда фактически умирать. Огромное число каторжников со всей России, уже немощных, больных, нежизнеспособных, от которых отказывались в других лагерях, нашли в Ложке свой последний приют. В Искитимском лагере ОЛП-4 избавиться от такого «балласта» было легко из-за тех условий, в которые эти люди попадали.
Сам Новосибирск в то время слыл одной большой пересыльной тюрьмой. Через наши тюрьмы и лагеря проходило несчетное количество репрессированных, уголовников, ссыльных из разных концов страны. Даже пересыльные из Магадана молили Бога: «Только бы не в Ложок»». Земля полнилась слухами, что оттуда живым не выйти никому. И, действительно, мало кому удалось там выжить.
Искитим ведь известен своим известковым и цементным производством и в наше время. Но на современном производстве рабочие все же защищены. А тогда известь выжигали открытым способом, и люди дышали ею, сжигая легкие. Многих хватало на три месяца, не больше. Часто за какую-то провинность, например, за невыполнение плана, заключенных лишали и без того скудной еды, а наутро истощенные, голодные, больные, они должны были вставать и, едва передвигая ноги, снова идти на работу. План давался немыслимый. За смену бригаде из ДВУХ человек нужно было загрузить в погрузчики три - пять тонн камня (он тоже добывался в тех местах), прежде раздробив его. Все делалось вручную кирками, ломом, лопатами. На работу не выходили только при температуре воздуха -48 градусов. В остальное время - работали.
Уже в музее в Ложке нам рассказали, что в самом лагере был блок «для особо опасных». Кто в нем содержался, не известно до сих пор. Даже во время переписи населения, их имена не озвучивались- только номера. Этих людей не выводили на работы, не выпускали никогда из камер. Их никто никогда не видел.
Были среди зэка и иностранцы- итальянцы, немцы. Ну итальянцы, ладно- Италия поддерживала Гитлера и воевала не стороне фашистов. Но почему наши союзники - англичане? Видимо, потому же, почему и русские люди попадали в лагерь без суда и следствия по надуманным обвинениям в шпионаже. Теперь в Ложок иногда приезжают иностранные делегации, (такая встретилась и нам по пути) - потомки тех, кто прошел эти лагеря. Содержание иностранцев в ОЛП-4 было более щадящим.
В 1994 году в Ложок приезжал Солженицын. Об этом тоже есть информация в музее.
Мы до сих пор мало что знаем о том, что творилось в этом лагере. Слишком много осталось еще засекреченных бумаг, а потому и слишком много легенд существует. Но вот то, что мы услышала в этой экскурсионной поездке, основано на реальных документах, на восстановленных картах расположения лагеря, на воспоминаниях самих жителей Ложка.
В 1981 году на месте лагерных бараков, окруженных высокими заборами и колючей проволокой, был построен кинотеатр «Октябрь», позднее ставший культурным центром. В нем мы, во время экскурсии, посмотрели два фильма, посвященных жертвам репрессий.
Чуть дальше от культурного центра, на месте таких же бывших бараков, стоит теперь школа.
Ну а Святой источник... Он находится тоже неподалеку от бывшего лагерного поселения, в нескольких километрах от него. Прежде там была просто земля. Но по одной из легенд, не подтвержденной ничем, туда, якобы, свезли и расстреляли священников. И после этого там забили целебные подземные источники. То, что вода целебная, это правда. Тому есть подтверждение ученых Томского НИИ курортологии. Да и излечившиеся люди оставляют свои записи. Но, как сказал батюшка, стоя у памятника жертвам репрессий, слухам о расстрелянных священниках в тех местах, верить не стоит, ведь никаких доказательств нет. Во всяком случае, пока нет. А вот то, что искитимская земля повидала столько горя и страданий, что она полита кровью невинных людей, этому нет сомнений. И кто знает, может, целебные источники, подаренные природой, дань той вселенской скорби.
Как уже упоминалось, экскурсия называется «Ложок: дорога к Храму». Такое же название носит и проект историко-культурного туристического маршрута, реализованный АНО «Масс-Медиа-Центр» во главе с директором Раисой Жмодик, с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Над ним трудилась большая команда новосибирцев и искитимцев.
Теперь каждый из нас может заглянуть в недалекое, но такое жуткое и трагическое прошлое, и сделать все, чтобы оно никогда не повторилось.
Ольга Стрикун,
фото автора