Владимир Иванович Копаев. 90 лет. Живописец, член Союза художников России с 1997 г.
В Новосибирском художественном музее недавно завершилась выставка «Копаевы: отец и сын». В экспозиции были представлены работы старейшего художника Новосибирска. Здесь, на выставке, мы и познакомились с художником Владимир Иванович Копаевым, на фоне его дачных пейзажей и пляжных этюдов.
…Вот тропинки дачников в Жеребцово вот серия пейзажных зарисовок с дачными местами в Мочище…
- Да-да, вот отсюда, с этого мочищенского бугорка я и писал, - показывает Владимир Иванович заветное место. – Сяду и наблюдаю, а потом делаю эскизы. А уж потом складывается композиция… Места обворожительные здесь.
Наверное, любимое занятие у художника – наблюдать. Как солцне окрашивает верхушки сосен, как набежал ветерок, всколыхнул листву…. Прибежали ребятишки купаться. Пейзажи у Копаева как правило очеловечены: пляжники, дачники, детишки, фигурка грибника…
А наблюдать Владимир Ивановича научила Вера Федоровна Штейн, скульптор. Несколько лет у нее занимался в кружке в Доме пионеров, ему было 12-15 лет. Детское увлечение стало призванием. Профессией. Откуда это в простом сибирском пацане? Бог ведает. Жизнь не была безоблачной.
Родился В. И. Копаев 31 января 1925 года в г. Славгороде Алтайского края, а в 1935 году семья переехала в Новосибирск. Мальчик с детства любил рисовать, а потом, благодаря своему увлечению, попал в руки мастера - Веры Штейн.
- Я ее считаю своим первым учителем, - говорит Владимир Иванович. - И навыки, и направление – она дала. Ведь еще важно и направление. Некоторые рисуют, копируют, а нужно работать от себя, необходимы натура и наблюдательность. Вот эти три узла, которые все время надо держать.
Так бы и продолжил юный художник свои занятия, да все мечты и планы нарушила война. В 1942 году его призвали в армию, в снайперскую школу, но он заболел и призывника на время вернули домой поправляться. А в мае 1943-го – вновь забрали в армию.
Сначала была учеба в Белоцерковском военно-пехотном училище, потом служба в 373-м запасном стрелковом полку. Был командиром отделения в г. Балта Одесской области. Боевые действия были, но непосредственно на фронте не воевал. В Балте и встретил день Победы. Но на этом служба для младшего сержанта не закончилась, были еще долгих пять армейских лет, в которые он все равно не расставался с творчеством. Что-то и оформлял как художник, и просто рисовал для себя. Вернувшись после демобилизации домой в 1950 году, отправился со своими армейскими зарисовками к Вере Федоровне.
- Приехал домой, надо было определяться, чем дальше заниматься в жизни. И отец меня поддержал, он всегда был за то, чтобы я учился дальше. И я в июле 1950-го поехал в Кострому, в художественное училище, которым руководил Николай Павлович Шлейн, друг Горького , - вспоминает художник. - Кстати, среди его выпускников – наши художники Павел Поротников, Александр Тришин.
Историческая Кострома стала началом истории и его семьи. В Костроме Владимир Иванович нашел свою судьбу – с супругой Эммой Константиновной они до сих пор вместе, вырастили сына и дочь. Сын Андрей – продолжил творческую династию. Но в отличие от нежной, пастельной кисти Копаева-старшего манера Копаева-младшего несет мощную энергетику, его работы, особенно алтайская тема полны экспрессии. Внучка Вероника – уже третье поколение художников, закончила худграф педуниверситета, художник-дизайнер.
Владимир Иванович ходит от картины к картине – показывает места, с которыми связана долгая творческая жизнь. И хотя сейчас писать пленэры художнику уже не под силу, он все равно встает к мольберту каждый день.
- Сейчас только дома, по старым этюдам работаю. Каждый день – потребность. Если настоящий художник, он должен жить только этим. И смотреть, смотреть, писать, упражняться…Сейчас вот плохо вижу, а руки помнят…
Светлана Сучкова
Фото Татьяны Тарновской