9.61°C
eye1
5 мая 2024
«ГРАВИТАЦИЯ» возвращается

Презентация фестиваля актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ».

С 18 по 31 октября в Новосибирске пройдет III Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ», который проводится в партнерстве с Фестивалем «Золотая Маска» – при поддержке министерства культуры Новосибирской области и Национального проекта «Культура». В Новосибирском государственном театре «Старый дом» состоялась пресс-конференция, посвященная основным фестивальным событиям.

О рождении нового фестивального бренда, его уникальной концепции и сотрудничестве с важными культурными институциями рассказали заместитель начальника управления профессионального искусства, культурного наследия и образования регионального министерства культуры Юрий Яшкин, директор театра «Старый дом» и фестиваля «ГРАВИТАЦИЯ» Татьяна Ильина, арт-директор фестиваля «ГРАВИТАЦИЯ» Оксана Ефременко

ctardom 3

и программный директор фестиваля «ГРАВИТАЦИЯ» Анастасия Москалева.

«ГРАВИТАЦИЯ» – это уникальный фестиваль, который готов демонстрировать современные театральные формы, – сказал Юрий Яшкин. – И это важный вклад в позиционирование Новосибирской области как культурной столицы Сибири, в которой есть место развитию не только классического искусства, но и искусства XXI века».

ctardom 5

В 2019 году в театре «Старый дом» родился фестиваль актуального театра, который за два проектных сезона набрал творческую силу и занял важную культурологическую нишу, утвердившись в статусе крупнейшего события в сфере культуры на федеральном уровне. Движение вперёд – это необходимое условие для развития, поэтому в 2023 году фестиваль трансформировался в другую форму, взяв из прошлого свои лучшие и вневременные кейсы. Главная миссия «ГРАВИТАЦИИ» остаётся неизменной – знакомство зрителей с лучшими театрами современности, работающими в разных художественных и организационных системах: государственных и частных, драматических и пластических, а также связывающих себя с идеями современного искусства.

«У фестиваля есть своя интересная и последовательная концепция, – говорит генеральный директор «ГРАВИТАЦИИ» Татьяна Ильина, ставшая в этом году новым лицом фестиваля. – Команда проекта всегда демонстрировала дифференцированный подход к составлению афиши, привозя в Новосибирск штучные спектакли, которые делали общую картину фестиваля яркой и разнообразной. Испытываю огромную благодарность к команде фестиваля, которая продолжает делать эту очень важную для города работу».

В этом году «ГРАВИТАЦИЯ» притянет на свою театральную орбиту коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Казани, собрав на своих площадках 14 спектаклей и проектов. Основной площадкой фестиваля традиционно станет театр «Старый дом», а часть спектаклей пройдет на сценах «Глобуса» и «Красного факела». Главная интрига «ГРАВИТАЦИИ» – драматические спектакли фестивальной афиши, которые зритель ждёт с нетерпеливой радостью: а что покажете? Новосибирская публика в хорошем смысле «избалована» фестивалем, который каждый новый сезон открывал для сибиряков дверь в большое искусство. Благодаря фестивалю зрители в своё время познакомились с творчеством Константина Богомолова, Максима Диденко, Юрия Муравицкого и других топовых режиссёров современности, чьи философские высказывания помогают лучше понять контекст сегодняшнего дня. В этом году арт-директор фестиваля Оксана Ефременко вновь отобрала для афиши «ГРАВИТАЦИИ» самые интересные и важные спектакли, которые, по ее мнению, транслируют вечные фундаментальные ценности искусства и человеческого бытия. Зритель сможет увидеть спектакли Петра Шерешевского, Марата Гацалова, Антона Фёдорова, Юрия Муравицкого.

«У фестиваля есть логика открывающего сознания, позволяющая нам посмотреть на что-то классическое и традиционное с новой стороны, – уверена Оксана Ефременко. – С одной стороны наш фестиваль, который мы делаем два года, выбирает что-то новое – с молодёжным взглядом на реальность. А с другой – нам интересен популярный театр, который будет собирать большую аудиторию. Есть желание показывать театр современный, но в то же время открытый, демократичный, внятный».

Важной особенностью афиши «ГРАВИТАЦИИ» станет высокая представленность в программе лучших образцов современного пластического искусства, получивших огромное развитие в российском театральном пространстве последнего десятилетия. Коллаборация Фестиваля «Золотая Маска» и Фестиваля актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ» позволила включить в основную афишу три уникальных пластических спектакля, которые стали всероссийским событием. Это два проекта Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) – «Последнее чаепитие» и «Место, которого ещё не было». И проект «Vasilevadanceco» Ольги Васильевой (Санкт-Петербург) – «Адам и Ева». Кстати, к «ГРАВИТАЦИИ» присоединится и фестиваль Context. Diana Vishneva, который представит в Новосибирске танцевальное произведение от шести постановщиков «Материя».

«Спектакли «Золотой Маски» – это бренд и особый знак качества, – подчеркивает Татьяна Ильина. – Я очень рекомендую посмотреть эти спектакли, которые мне повезло увидеть. Это спектакли-истории, где нет привычного для нас нарратива, но есть замечательные работы хореографов экстра-класса».

ctardom 4

Надо отметить, что Российская Национальная театральная Премия и Фестиваль «Золотая Маска» была и остаётся самым важным проводником актуальных смыслов в мире искусства, поддерживающим важные культурные инициативы в плоскости гуманизма и просвещения. Важное место в деятельности фестиваля занимает программа в городах России, проходящая в этом году, в том числе и в Новосибирске. Третий год подряд генеральным партнером фестивалей «Золотая Маска» в городах России является Сбер. В этом году партнером также выступает платежная система «Мир». Проект в Новосибирске поддержал и девелопер Группа «Эталон». Новый диалог «Золотой Маски» и «ГРАВИТАЦИИ» обещает новосибирскому зрителю много ярких открытий. Благодаря их сотрудничеству Новосибирск сможет познакомиться с танцевальными школами Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, а также увидеть самые топовые российские спектакли последних сезонов, представленные в драматической программе фестивальной афиши.

«ГРАВИТАЦИЯ» продолжит генерировать миры, где люди смогут разговаривать на языке искусства о важных для них вещах. Фестивальное движение призвано объединить в едином смысловом пространстве зрителей, актеров, кураторов, режиссёров, перформеров, психологов, критиков и литераторов, – словом всех, кто хочет и дальше говорить, смотреть, слушать и участвовать. И в этом людям помогут активности, зашитые в двухнедельное фестивальное полотно: зрительские обсуждения, читка-перфоманс, лекция в жанре «софт-лекция» под присмотром психотерапевта, секретные прогулки-квесты с артистами «Старого дома», мастер-класс по созданию спонтанной хореографии вместе с танцевальной компанией GLYPTIC DANCE COMPANY и многое интересное другое.

«Слоган фестиваля «Притяжение будет здесь» как будто собирает нас в одну точку и концентрирует в едином конкретном пространстве, – рассказывает программный директор «ГРАВИТАЦИИ» Анастасия Москалева. – Поэтому все наши интересные жанры и локации ожидают вас в октябре – в период с 18 по 31 октября. Следите за нами в наших социальных сетях, будет интересно».


КЛЮЧЕВЫЕ НАЗВАНИЯ ОСНОВНОЙ АФИШИ ФЕСТИВАЛЯ

ДВИЖЕНИЕ, ПЛАСТИКА, ПЕРФОМАНС / В ПАРТНЕРСТВЕ С «ЗОЛОТОЙ МАСКОЙ»
Совместный проект театра «Старый дом» и Фестиваля «Золотая Маска» в Новосибирске: два проекта Ксении Михеевой («Последнее чаепитие» и «Место, которого еще не было») и проект Ольги Васильевой «Адам и Ева»

«Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой. Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2021 – «Лучший спектакль в современном танце»
Сцена – непроницаемый аквариум, сквозь который зритель следит за нелепой и абсурдной жизнью героев. Люди прозябают в этом аквариуме. Кто-то инфантильно прячется за игрушеными человечками, а кто-то за пустыми чаепитиями, за которыми они постоянно ведут пустые разговоры ни о чем. А жизнь в этот момент идет, развивается и трещит по швам. В один момент пространство снаружи взрывается и цепляет их маленький мир. Каждый оказывается на пороге нового и не знает, что с этим делать и как с этим жить. (Ксения Михеева)

Премии «Золотая Маска» 2023 – «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа художника по свету»
С помощью минимальных художественных средств авторы спектакля попытались размышлять о могуществе слова, поиске коммуникации между людьми, о возможности и одновременно невозможности выразить эмоции и о внутренних конфликтах из‑за этого. Слова могут сделать людей несчастными, но они же способны вернуть душевный комфорт… («Санкт-Петербургские ведомости»)

Пять номинаций на Премию «Золотая Маска» 2023: современный танец / спектакль, работа балетмейстера-хореографа, работа художника, женская роль, мужская роль
В этой постановке мне было интересно работать с поиском чувственного движения. Рассказать историю образами. Соединить романтизм и бытовую простую линию. Я ставила перед собой задачу пройти через концепцию, драматургию, опыт и оставить ощущение легкости, наивности, чистоты в исполнении. Мое воображение рисует: кто были эти первые люди? Сколько им было лет? Как они разговаривали? Что они чувствовали? Мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. Мы смертны и знаем об этом, но продолжаем делать, творить, думать, любить, учиться, искать смысл своего существования, предназначения. (Ольга Васильева)

ДВИЖЕНИЕ, ПЛАСТИКА, ПЕРФОРМАНС
Context. Diana Vishneva на фестивале «ГРАВИТАЦИЯ» представит танцевальное произведение «Материя».
Единый спектакль от шести авторов-постановщиков «Материя» – разнообразие стилей современного танца, подходов к работе и хореографических языков. Спектакль-путешествие от макровселенной к микровселенной объединяет вопросы времени и связей. Постановщики ― яркие представители современной российской хореографии. В разные годы эти авторы заявили о себе в рамках фестиваля Context: Константин Кейхель, Эрнест Нургали, Ольга Лабовкина, Ольга Васильева, Ольга Тимошенко, Владимир Варнава.
Исполнители – танцгруппа Context: Людмила Воронина, Даниил Кирилко, Алина Костарева, Рената Назметдинова, Александр Носов, Любовь Савчук, Арсений Смирнов, Ангелина Фёдорова, Ринат Ханджян.

 «Что есть бесконечность внутри человека и человек в бесконечном мире? Есть ли душа в этом всепоглощающем движении, которое объединяет людей, место и время? “Материя” существует на разных гранях современности. В ней молодые и яркие хореографы, работающие в разных направлениях современного танца и определяющие тенденции его развития, выбирают для своих высказываний сочинения молодых композиторов, показывающие равноправные лица актуальной музыки: здесь есть «сентиментальный минимализм» Кирилла Рихтера, академический метамодерн Настасьи Хрущевой, саунд-дизайн Михаила Мищенко и Алексея Наджарова. Они не ставят перед собой задачи рассказать историю – это отмечает Константин Кейхель: “Танец тем и прекрасен, что каждый воспринимает его как абстракцию, как видение мира, которое позволит подумать про себя, про свое состояние”». (Театр To Go)

SAK-SOK. MOÑ. Нурбек Батулла. Казань
Перформанс был создан хореографом и его командой для «Конкурса молодых хореографов – 2020» под руководством Дианы Вишневой.
Сюжетная основа – древний татарский баит о братьях Саке и Соке, которые поссорились из-за наконечника стрелы, были прокляты матерью и превращены в птиц. Но спектакль, конечно, не об этом. Вернее, не только об этом. Сумасшедший рейв и медитация. Каин и Авель. Сотворение мира или столкновение тектонических плит. Интерпретация Нурбека Батуллы далеко выходит за рамки отдельно взятой легенды. Сюжетная схема тает. Стальные нити драматической конструкции обнажены. Минуя десятки слоев условностей, «Sak-Sok» дает смыслы почти непосредственно. Пластическое существование – почти выпрыгивание из тела. («Петербургский театральный журнал»)

«Двенадцатая ночь, или как угодно», У. Шекспир. Режиссер Юрий Муравицкий. Никитинский театр. Воронеж.
Спектакль был представлен на Премию «Золотая Маска» в 2022 году в трёх номинациях – «лучший спектакль малой формы», «работа режиссера» и «работа художника по костюмам».

Каждая новая сцена здесь может произойти, а может внезапно прерваться, как и наше, по сути, бренное существование. Это удивительно бьющаяся конструкция, перелетающая с места на место в ловких руках жонглеров/актеров. И дико интригующая, начиная с внезапной жеребьевки ролей в начале спектакля и заканчивая последними нотами финальной песни. Зрителя приглашают поучаствовать в игре, и он охотно соглашается, а если вдруг засыпает, будят. Ведь каждая следующая сцена – вызов, выход на игрушечный ринг. Смотреть этот актерский пинг-понг можно бесконечно, пока «Двенадцатая ночь» не будет выучена наизусть. Эдакий ликбез современного театра, притворившегося жутко древним и архаичным. («Петербургский театральный журнал»)

«Фоссе – автор, который дает тебе свободу, свободу для поиска и для разговора. Его пьеса «Ребенок» – это коллаж из эмоций, переживаний, непониманий, иронии, юмора – объемный срез жизни. Персонажи пьесы находятся в измененном состоянии сознания, с самого начала. В каждой сцене драматург задает все больше и больше вопросов – только в существующих бытовых обстоятельствах ответы на них найти невозможно. Его персонажи остаются наедине с пустотой, которую пытаются хаотично заполнить. Происходит столкновение с «ничто», и именно здесь возникает особенное пространство, которое располагает к поиску нового, непривычного способа существования как для актера, так и зрителя». (Антон Федоров)

В основу спектакля лег известный роман-антиутопия писателя Дмитрия Данилова. В главных ролях звёзды российского театра и кино: Игорь Гордин и Наталия Вдовина.
В своем спектакле Гацалов следует киношной, сценарной поэтике текста Данилова, нащупывая наилучшую форму для выражения своей мысли. Он укладывает развернутую метафору о переживаемом человеком экзистенциальном кризисе в полупустую комнату, поперек которой скотчем отмечена черная линия – по ней осужденный должен совершать свою прогулку перед расстрелом, по сути это и есть зримое выражение границы между жизнью и смертью. Сам текст не предполагает однозначной трактовки, оставляя зрителю свободу для размышлений на самых разных уровнях: от соответствия наказания степени общественной опасности преступления до влияния установленных социальных механизмов на личностные отношения между людьми. (TimeOut)

«Где ты был так долго, чувак?». Пространство «Внутри». Режиссер Антон Федоров. Москва.
Один из самых топовых спектаклей Москвы в 2023 году, неизменно собирающий восторженные зрительские отклики. В главных ролях – звезды российского театра и кино: Роза Хайруллина, Дмитрий Куличков, Наталья Рычкова и Сергей Шайдаков.
«Антон Федоров предлагает театр поломанной логики и почти интуитивной эмоциональной восприимчивости. Федоров разрабатывает свой режиссерский код, декодировать который способны только единомышленники: они и под «Джимми, Джимми, ача, ача» станцуют, и поймут, отчего тоскует Чебурашка. В какой‑то момент ты перестаешь искать логику, становится пряно и тепло, ты не стремишься распознать все ингредиенты и довольно быстро начинаешь получать удовольствие от их неочевидного сочетания и радуешься терпкому вкусу узнавания». (Афиша Daily)

«Идиот». Театр «Приют комедианта». Режиссер Петр Шерешевский.
Режиссер, соединив театр и кино, заглядывает вместе со зрителями в чертоги разума одного из самых знаковых героев Достоевского – князя Мышкина в исполнении одного из самых ярких артистов современности Ильи Деля.
«На спектакль нужно бежать за свежим прочтением и разбором романа через призму психоанализа. Кстати, набор персонажей сокращён почти вдвое. Вы не увидите скабрёзного Фердыщенко, но какие-то из его реплик услышите от Гани – единственным сохранившимся в спектакле представителем семейства Иволгиных. Сёстры Епанчины, коих в оригинале было трое, собирательно сосредоточились в одной Аглае. А Настасья Филипповна и Лев Николаевич десакрализировались до Насти и Лёвы. Таким образом режиссёр неплохо сократил ментально-временную дистанцию: вы только гляньте, какие они живые, родненькие, почти наши соседи. Да, кажется, именно в этом была цель новой версии хрестоматийного текста». (журнал «Именно»)

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
18 и 19 октября – «Двенадцатая ночь, или как угодно», Никитинский театр, Воронеж (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00).
19 октября – «Идиот». Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург (сцена театра «Красный факел», начало в 19:00).
20 октября – «Я танцую, пока ты смотришь на меня», театральная компания «немхат», Пермь (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00)
21 октября – совместный проект фестиваля «Гравитация» и «Горький +», Москва. Подробности уточняются.
22 октября – «Адам и Ева». Проект «Vasilevadanceco», Санкт-Петербург (сцена театра «Старый дом», начало в 17:00 и 20:00).
23 октября – «Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой, Санкт-Петербург (сцена театра «Глобус», начало в 19:00).
24 октября – «Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ, Санкт-Петербург (сцена театра «Глобус», начало в 19:00).
24 октября – SAK-SOK. Театр MOÑ, Казань (сцена театра «Старый дом», начало в 21:00).
25 октября – «Ребенок», Камерный театр, Воронеж (сцена театра «Красный факел», начало в 16:00 и 20:00).
26 октября – «Саша, привет!», Театр Наций, Москва (сцена театра «Красный факел», начало в 20:00).
27 и 28 октября – «Где ты был так долго, чувак?». Театр «Место», Москва (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00).
29 октября – «Вавилон». Театр «Старый дом», Новосибирск (сцена театра «Старый дом», начало в 18:00).
30 октября – Материя. «Context. DianaVishneva» сцена Новосибирского музыкального театра, начало в 19:00).
31 октября – «Дачники». Театр «Старый дом», Новосибирск (сцена театра «Старый дом», начало в 19:00).


Информация предоставлена пресс-службой театра «Старый дом»

Фото Виктора Дмитриева


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk