Дарение является популярным способом отчуждения объектов недвижимости между физическими лицами. Чаще всего сторонами сделки являются родственники.

Поскольку право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, то после заключения договора дарения необходимо подать документы на регистрацию в Росреестр.

Регистрация прав осуществляется на основании заявления дарителя о переходе права собственности и заявления одаряемого о регистрации права. Если договор дарения заключен в нотариальной форме, то с заявлением о регистрации прав может обратиться одна из сторон сделки либо нотариус, удостоверивший такой договор.

К заявлениям необходимо приложить следующие документы:

1) договор дарения (если договор совершен в простой письменной форме – не менее двух подлинных экземпляров, если договор удостоверен нотариально – не менее одного оригинала и одной копии).

По общему правилу, договор дарения заключается в простой письменной форме.

Нотариальное удостоверение договора дарения необходимо в двух случаях:

  • если по договору дарения переходит недвижимое имущество, принадлежащее несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • если по договору дарения переходит доля в праве общей собственности на недвижимое имущество (кроме земельных долей и дарения всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке);

2) документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя в случае подачи заявления представителем (подлинник и копия);

3) нотариально удостоверенная доверенность на заключение договора дарения в случае совершения сделки представителем (подлинник и копия). В доверенности на заключение договора дарения должен быть указан одаряемый и предмет дарения;

4) письменное согласие залогодержателя на совершение сделки, если имущество заложено (подлинник и копия);

5) письменное согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (подлинник и копия).

В случае дарения имущества, находящегося в общей совместной собственности, к заявлению о регистрации рекомендуется прилагать нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки.

При личном обращении с заявлением предъявляется документ, удостоверяющий личность.
За регистрацию права собственности одаряемый должен уплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей для физических лиц, 22000 рублей – для юридических лиц. Если имущество поступает в общую долевую собственность, государственная пошлина оплачивается каждым одаряемым пропорционально размеру доли.

Приобщать к заявлению документ об уплате государственной пошлины необязательно, но возможно по желанию заявителя.

Договор дарения, заключенный до 01.03.2013, подлежит регистрации в качестве сделки. За регистрацию такого договора   взимается отдельная государственная пошлина (2000 рублей и 22000 рублей для физических и юридических лиц соответственно). Кроме того, подлежит регистрации переход права собственности на основании указанных выше документов.

Получить более подробную информацию о необходимом пакете документов можно с помощью электронного сервиса «Жизненные ситуации» на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru посредством заполнения интерактивной анкеты.

Материал предоставлен управлением Росреестра по Новосибирской области


Поделиться в социальных сетях: