И снова новосибирцам повезло – 27 мая в Большом Сибирском театре состоялась премьера новой постановки оперы Джакомо Пуччини «Тоска».
Режиссер-постановщик Иркин Габитов
Дирижер Дмитрий Юровский
Художник Вячеслав Окунев.
Опера «Тоска» в нашем легендарном театре впервые появилась 30 лет назад. Время от времени шла в разные годы, но вот такого впечатления, как от нынешней премьеры я что-то не припомню. С возрастом совершенно по-иному начинаешь воспринимать, и даже иначе понимать, давно тебе известные классические произведения.
Симбиоз музыки Пуччини в исполнении оркестра театра, уникальных голосов солистов, их актерской игры, хоровой мощи и слаженности полностью завораживает зрителя, буквально замираешь в напряженном ожидании сюжетной развязки. Испытываешь полный восторг от масштаба декораций, не условных символов и наметок, что модно в театрах современности, а именно от лаконичности красок и художественной подачи. Парадоксально, но традиционная классика стала восприниматься как новизна. Просто бальзам на сердце искушенного зрителя.
С первых звуков увертюры предвкушаешь встречу с известными исполнителями, солистами международного уровня – Вероникой Джиоевой (заслуженная артистка России, народная артистка Северной и Южной Осетии) — Флория Тоска, Алехандро Роем (испанский тенор, один из популярных исполнителей Калафа и Каварадосси) и Алексеем Зеленковым (баритон, солист Новосибирского театра оперы и балета) — барон Скарпиа. Опера сегодня — не просто пение, а живая актерская игра.
С Алехандро Роем – нашим испанским гостем, дирижер Дмитрий Юровский познакомился два года назад на музыкальном фестивале, посвящённом композитору Джакомо Пуччини и проходящем в Торре дель Лаго (Италия). — Носитель этой культуры, своим голосом Алехандро может заполнить самый большой театр. Ему удалось преодолеть все локдауны и приехать в Новосибирск. Он в восторге от сцены нашего легендарного театра, от его масштаба. Рядом с певцом такого уровня повезло молодым артистам учиться у него, − рассказывает Дмитрий Юровский. — С ним было легко работать, быстро нашли контакт, у Алехандро очень близкая мне энергетика, — добавляет режиссер Иркин Габитов.
— На постановку ушел примерно месяц интенсивной работы. Работали на износ с самого начала и до конца генеральной репетиции. Всех так захватила новая постановка, что внутри коллектива кипели нешуточные страсти, — рассказал на встрече с журналистами И.А.Габитов, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России, лауреат независимой общенациональной премии Казахстана «Платиновый Тарлан».
— Мне повезло уже второй раз делать спектакли с дирижером Дмитрием Юровским, — говорит Иркин, — такой музыкальный тандем буквально мечта любого режиссера-музыканта. Для меня счастье иметь рядом такого соподвижника. Иркин Габитов не скупился в эпитетах, давая оценку слаженной работе труппы: великолепный хор, достойный масштабных спектаклей.
Свежесть звучания оркестра великолепна. Оркестр театра сейчас находится на самом высочайшем уровне. Для меня на первом месте всегда оркестр, затем − хор, потом солисты. Без оркестра нет оперы!
Маэстро Юровский поддержал коллегу, заметив, что испытал новые ощущения в работе с молодыми музыкантами, многие из которых исполняли эту музыку впервые, хотя для него, это была уже седьмая «Тоска». — От самой первой репетиции и до генеральной мы видим рост спектакля. Ему предстоит развиваться и жить долгие годы.
28 мая партию Скарпиа исполнит Андрей Триллер − солист Новосибирской оперы, 8 июня в роли Каварадосси выступит молодой и перспективный дебютант Константин Захаров. 27 мая Флория Тоска − наша звездная оперная певица Вероника Джиоева. Огромную работу проделали солистки театра Ирина Новикова (28 мая) и Ольга Колобова (8 июня) над партией Тоски, которую также по достоинству должны оценить новосибирские зрители.
— Три Тоски и два Скарпиа – не каждый театр себе может позволить, — заметил режиссер-постановщик. — Опера «Тоска» про любовь и зло, психологию взаимоотношений, все обострено, все сконцентрировано вокруг, другие ощущения времени, а главное, все это заложено в музыке Пуччини на многие столетия. И после нас ее будут ставить, и эта музыка будет жить, потому что она вечна.
Нельзя не согласиться с Иркином Абдувалиевичем – музыка Пуччини удивительно созвучна нашему времени, политическим страстям, событиям в окружающем нас мире.
Финал, занавес, овации. С сожалением и восторгом покидаем наш Большой театр. И понимаем – жизнь в НОВАТе кипит, бьет ключом!
Татьяна Тарновская
Вера Никонищенко
Фото Алексея Цилера
Комментарии
И ещё. Никаких увертюр к своим операм Дж. Пуччини не писал принципиально, т.к. был самым ярким представителем музыкального направления под названием веризм (от итальянского слова vero — истинный, правдивый). Он считал, что музыка и действие на сцене неотделимы друг от друга. Нет действия - нет музыки. Поэтому и в "Тоске" вместо увертюры, как таковой, оперу предваряют лишь несколько оркестровых тактов грозного вступления, после чего сразу идёт занавес.