8.61°C
eye1
20 мая 2024
В Новосибирске – театральное событие!

Ю. Григорович и его великий балет «Щелкунчик» в НОВАТе

В Новосибирске – мировое событие! Впервые на сцене НОВАТа – балет «Щелкунчик» в редакции Юрия Григоровича. Для нашей страны этот балет – традиционный символ Нового Года, для мира он по-прежнему считается самой популярной рождественской феерией.

В моей жизни был период, когда я работала в Краснодаре. В этом городе в 1996 году открылся «Театр балета Юрия Григоровича». С гигантским репертуаром Мастера! 16 балетов: «Лебединое озеро», «Жизель», «Корсар», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Золотой век», «Раймонда», «Тщетная предосторожность», «Щелкунчик», «Коппелия», «Иван Грозный».

Однажды мне несказанно повезло, на спектакль «Спартак» из Москвы прилетел сам автор. И теперь я — обладатель автографа маэстро! 

novat valy 2

Сегодня знаменитому балетмейстеру 96 лет.

novat valy 3

Свою деятельность в качестве хореографа Юрий Николаевич впервые начал в 1948 году в Ленинграде. А спустя шесть лет, в 1954 году с постановкой балета «Каменный цветок» в Большом театре к нему пришла и настоящая слава. В этом спектакле участвовала Майя Плесецкая.
В Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета на самой большой сцене страны за три года с 1959 по 1962 гг. Ю. Григорович поставил три балета: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Лебединое озеро», а в 1977 году – Спартак».

Премьера балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Николаевича Григоровича состоялась 57 лет назад – в 1966 году в Большом театре. В главных ролях – Владимир Васильев и Екатерина Максимова.  А началось все в 1890 году с заказа дирекцией императорского театра двухактного балета нашему гениальному Петру Ильичу Чайковскому. К этому времени он уже был масштабной фигурой, автором великих симфоний, опер и балетов. Композитор выбрал в качестве сюжета для балета волшебную историю Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в пересказе Александра Дюма-отца.

Автором первой постановки «Щелкунчика» называют Мариуса Петипа. Но из-за болезни М. Петипа заканчивал постановку балета балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов, полностью превратив все такты музыки в танец.

18 декабря 1892 года состоялась премьера «Щелкунчика». Во всем блеске. В этом спектакле впервые для создания атмосферы зимней сказки использовались спецэффекты – электричество! «Щелкунчик» – последний третий балет П.И. Чайковского. До этого были созданы «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

В настоящий момент есть несколько версий балетных постановок «Щелкунчика». Классической называют версию (1934 год) советского балетмейстера Василия Вайнонена. В неоклассической манере исполнена версия «Щелкунчика» Начо Дуато (2013 год). Хореографическую редакцию «Щелкунчика» Григоровича называют эталонной. Балет наполнен глубоким философским смыслом – он о борьбе добра со злом.

Перед премьерой «Щелкунчика» в НОВАТе Юрий Николаевич Григорович дал интервью Александру Савину (полностью опубликовано в Литературной газете https://lgz.ru/article/yuriy-grigorovich-shchelkunchik-znachit-molodost-i-lyubov/).

novat valy 4Из интервью:
– Как складывался в вашем замысле образ героя – Щелкунчика, почему вы наделили его сложностью и даже некоторым трагизмом?
– Щелкунчик-принц – это же мечта Маши. Это её идеальный герой, явившийся на пограничье сна и яви. Он прекрасен, как прекрасны бывают герои всех сказок. А трагизм возникает на обратном переходе от сна к яви. Маша утром просыпается, видит рядом с собой смешную куклу, но она уже не совсем ребёнок, потому что познала и несёт в себе ночное переживание, испытание мужеством, борьбой и – разлукой со своим Героем.

– Вы пытались приблизить либретто к его первоисточнику – новелле Гофмана?
– Нет. Меня вела музыка Чайковского. Я всегда хотел воплотить партитуру, её смыслы. То есть Гофмана через Чайковского. Это сложный механизм взаимодействия, и, в конечном итоге, не скажешь, чего в готовом спектакле больше – литературной основы или музыки. Так вообще нельзя подходить к балету. Он результат переплавки всего, что несут нам авторы первоисточника, с тем, что хореограф обо всём этом думает. Кто-то ужесточает, уплотняет гофмановский контекст, и он вырастает в самостоятельную активную силу. Для меня он именно контекст, а вырастает, ширится – романтическое чувство. Чайковский повторяет и повторяет тему в грандиозной секвенции, она у него уходит в бесконечность. Может звучать и как грозная сила, и как объёмное лирическое высказывание, не имеющее конца.

– Сейчас в ваших спектаклях танцует новое поколение артистов балета. В чём их преимущество перед их великими предшественниками, или, возможно, в чём-то они уступают легендарным артистам прошлого?

– Их преимущество в том, что они молоды и прекрасны. Никто никому не уступает, каждый в балете проходит свой путь и вкладывает в это собственную жизнь. Они творят собственную легенду. Правильно делают. Важно прожить отпущенные тебе творческие силы с максимальной отдачей, не размениваясь на случайное и мелкое.

– Какие качества – личные, артистические – вы прежде всего хотели бы видеть в артистах, исполняющих ваши балеты?

– Они должны быть профессионалами, конечно, и разделять мои художественные убеждения, зафиксированные в движениях. Когда ставится балет, без любви друг к другу ничего не получается. И когда потом исполняются балеты – тоже нужна взаимность. Или ты принимаешь эту хореографию, музыку, смысл, или лучше танцевать что-то другое. За семьдесят лет моей практики не помню случая, чтобы кто-то не разделил мои убеждения по поводу танца. Все, кто хотел со мной работать и танцевать мои балеты, делали это, проходили со мной какую-то часть своего пути. И у нас многое получалось.

О Щелкунчике писал академик Б. Асафьев: «совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве, нет, вернее, о том, когда детство на переломе, когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи, когда куклы – будто и живые, и игры в войну – это видение себя мужественным и храбрым».

Любой спектакль требует бесчисленного количества составляющих. И наша сцена НОВАТа, ее современные технические возможности, талантливейший балет, безупречный оркестр, миманс (мимический ансамбль, участники массовых сцен), детский хор … позволяют воплотить самые фантастические масштабные авторские замыслы.

В своих воспоминаниях легендарная Анна Павлова, прославившая на весь мир русское балетное искусство, написала: «Балет – это душа».
Как же она права! Трогательный, родной «Щелкунчик» покорил наши сердца. Спектакль закончился, а в душе еще звучит вечная музыка великого композитора и не проходит чувство гордости и восхищения триумфом хореографа всех времен и народов!

После просмотра спектакля  мой внук Расовит сказал, что он счастлив! В этом, наверное, и есть сила высокого искусства!
Такое искусство точно способно сделать человека лучше! Верю!

Ближайшие показы балета в постановке Юрия Григоровича — с 19 декабря 2023 по 8 января 2024.

https://novat.ru/afisha/performances/



Валентина Васильевна Ладыжец, медиа-волонтер клуба «Пенсионеры-онлайн»

Фото: 2,3 – автора

Фото: 4  – Артем Геодакян /ТАСС

Фото: 1,5,6 –В. Дмитриев

 

Комментарии  

#1 Татьяна 19.10.2023 08:06
Валентина, огромное спасибо за такую интересную информацию о балете, заинтересовала очень, надо сходить
Цитировать

Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk