2.61°C
eye1
3 мая 2024
«Дачники» в «Старом доме»

На сцене Новосибирского государственного театра «Старый дом» прошли премьерные показы спектакля «Дачники»

по одноимённой пьесе Максима Горького — в постановке главного режиссера Александринского театра Никиты Кобелева. Над сценической версией пьесы, где Горький исследует превращение интеллигенции в сытую буржуазию, работал известный драматург Дмитрий Богославский, придавший тексту современное звучание. А сценограф спектакля Нана Абдрашитова поместила «дачников» в герметичное пространство уютного благополучия, которое больше похоже на «тюрьму» пресловутой зоны комфорта.

teatr23 09

В загородном особняке адвоката Басова справляется новоселье: дом мечты наконец построен, друзья и партнёры приехали отметить событие, смех, споры, звон бокалов, — состоявшиеся успешные люди празднуют. Но на фоне внешнего благополучия всегда резче и острее проявляются углы внутренних человеческих кризисов, которые неминуемо ведут к драматическим событиям. Новый дом Басовых становится сценой, где разыгрываются маленькие трагедии обычных людей, когда всё тайное становится явным, а значит, жить «как раньше» — больше не получится. Хозяйка дома Варвара Михайловна надеялась, что строительство «общей мечты» реанимирует их отношения с мужем, но понимает, что своими руками построила клетку, потому что лгала себе и другим всю жизнь. Праздник новоселья становится для каждого «дачника» триггером, который запускает цепь неожиданных откровений, признаний и драматических происшествий. Вокруг дома, где в классическом герметичном пространстве заперты герои, бушуют лесные пожары. Трасса закрыта — никому не сбежать.

Никита Кобелев, режиссёр: «В этой истории есть уникальный пазл ролей — десять социально-психологических типов, которые грандиозно воплощают на сцене артисты «Старого дома». Они создают единый игровой ансамбль, который становится срезом современной жизни. Наши герои — успешные состоявшиеся люди, попавшие в экзистенциальную ловушку очередного возрастного кризиса, когда все есть, но жизнь надо переосмысливать заново. Ощущение пустоты есть у каждого героя. И в этой точке они начинают выстраивать новую жизненную стратегию: кто-то через разрушение собственной семьи, кто-то через разрыв всех прежних социальных связей».

Дмитрий Богославский, драматург: «Театр — искусство коллективное. Мы работали в диалоге с артистами: у нас был написан первый акт, а второй мы собирали вместе с ними. Мы попросили их за время отпуска написать монологи — что они видят в своих героях? Поэтому второй акт мы писали исходя из их предложений. Это был настоящий смелый эксперимент. Но его результаты обязательно нужно видеть».

Тимофей Мамлин, исполнитель роли Власа: «Мы все считаем что знаем, как устроен этот мир и что с нами происходит. Но по большому счету все мы немножко ничего не делаем. Эта история про людей, которые делают вид, что много знают, но на самом деле — они просто много говорят и мало делают. Да, они построили дом, но счастья в нем нет. А если в доме не счастья, тогда зачем этот дом?»


«ДАЧНИКИ»: ИСТОРИЯ, СЮЖЕТ

«Дачники» продолжают «антропологический цикл» Горького, где он исследует человека и общество в историческом контексте. Первым «диагнозом» современному миру стали «Мещане», затем «На дне», но самые большие волнения в культурной среде вызвали, все-таки, «Дачники»: в 1904 году Горький пишет пьесу, посвящённую идейному расслоению интеллигенции. В то время одна часть её стремилась к активной связи с народом, другая же мечтала о собственной зоне комфорта, утверждая, что история обойдётся и без них. «Дачниками» Горький называл образованных и воспитанных людей, которые намеренно удалились от исторических магистралей жизни, чтобы продолжать существовать по инерции.

«Горьковская пьеса полемически наследует чеховский мир, на этом стыке двух представлений, двух культур – уходящей, чеховской, и наступающей, «дачной»
Можно легко указать, что горьковская пьеса как бы предсказана в чеховском «Вишневом саде». Над вишневым садом витает идея «дачников». Лопахину она кажется спасительной, Раневской – пошлой. Категория «дачников», да и само это слово для чеховских героев еще совершенно новое. «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники. ...И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности», – пророчествует Лопахин. Не прошло и года, как Горький пишет пьесу, в которой дачники уже заселили землю и стали полными хозяевами вишневого сада. Горький берет чеховских героев, чеховскую тему и договаривает ее с той ясностью и категоричностью, которые были свойственны его художественному сознанию» (Анатолий Смелянский).

После резкого неприятия пьесы в 1904 году «Дачники» с успехом шли на сценах советских и российских театров.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Басов Сергей Васильевич – Евгений Варава   
Варвара Михайловна – Альбина Лозовая, Софья Васильева   
Карелия – Наталья Пьянова, Софья Степанова
Влас – Тимофей Мамлин   
Суслов Петр Иванович – Виталий Саянок  
Юлия Филипповна – Анастасия Белинская  
Дудаков Кирилл Акимович – Андрей Сенько  
Ольга Алексеевна – Лариса Чернобаева
Шалимов Яков Петрович – Анатолий Григорьев
Рюмин Павел Сергеевич – Александр Шарафутдинов
Марья Львовна – Наталья Немцева 
Замыслов Николай Петрович – Дмитрий Иванов   
Господин Семенов – Станислав Кочетков

ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА
Режиссер:
Никита Кобелев – известный российский режиссер, выпускник ГИТИСа, мастерская Олега Кудряшова. С 2012 по 2020 годы – режиссер-постановщик в Московском театре имени Вл. Маяковского, где поставил более десяти спектаклей, среди которых «Бердичев», «Человек, который принял жену за шляпу», «Кавказский меловой круг» и другие. С 2017 по 2021 годы преподавал в мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актерском факультете ГИТИСа. Ставил спектакли в театрах Латвии и Эстонии. С 2023 года главный режиссер Александринского театра (Санкт-Петербург). Лауреат премий Всероссийского фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», Международного фестиваля «Балтийский дом», газеты «Московский комсомолец», «Звезда Театрала».

Художник:
Нана Абдрашитова – театральный художник и сценограф, архитектор выставок и режиссер. Окончила факультет сценографии ГИТИСа (мастерская С.М. Бархина), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская режиссуры В.В. Хотиненко) и Школу Театрального Лидера. Как сценограф и художник по костюмам оформила несколько десятков оперных и драматических спектаклей в России и за рубежом. Сотрудничала с такими режиссерами, как Марк Розовский, Андрей Прикотенко, Нина Чусова, Давид Джованзана, Василий Сенин, Кирилл Вытоптов, Денис Азаров, Илья Шагалов, Алексей Паперный, Василий Бархатов, Олег Глушков, Юрий Квятковский. Член МОСХ, дипломат Российской Академии художеств.
Постоянный участник выставок СТД РФ, «Итоги сезона», выставок МОСХ, «Пражской квадриеннале», а также групповых выставок живописи и графики и персональных выставок в Доме актера имени А.А. Яблочкиной, в рамках проекта «Открытая сцена».

Художник по свету:
Игорь Фомин окончил Санкт-Петербургский университет им. А. И. Герцена в 2009 году. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Работа художника по свету» за создание световой партитуры в спектакле «Танцующая в темноте» в театре «Старый дом». Неоднократно сотрудничал с такими режиссерами, как Андрей Могучий, Евгений Ибрагимов, Виктор Крамер, Эмиль Капелюш, Максим Диденко, Антон Адасинский. В театре «Старый дом» как художник по свету работал над спектаклями «Я здесь», «Sociopath/Гамлет», «Зулейха открывает глаза», «Идиот», «Петерс», «Танцующая в темноте», «Котлован» и многими другими.

Драматург:
Дмитрий Богославский – драматург, режиссер и актер, окончил Белорусскую государственную Академию искусств. В 2008-2019 работал артистом в Белорусском Государственном Молодежном Театре. С 2019 режиссер Центра Белорусской Драматургии.
Пьесы Богославского переведены на многие языки мира. Постановки идут в Москве (Театр им. Вл. Маяковского, Театр на Таганке, Театр Наций), Минске, Абакане, Улан-Удэ, Новосибирске, Уфе, Киеве, Красноярске и других городах. Произведения автора отмечены призами и наградами международных драматургических конкурсов и фестивалей.

Следующие спектакли состоятся 03 и 04 октября
Приобрести билеты https://old-house.ru/afisha.html

Материал предоставлен пресс-службой театра «Старый дом».

Фото В. Дмитриева

От редакции Пенсионеры-online — Зрительский отзыв

Вера Николаевна и Лариса Алексеевна:

Повезло попасть на самый первый показ. Спектакль шёл более трех часов, но смотрелся на одном дыхании. Уйти не хотелось. Очень сложно конкурировать с классиком, но автору удалось. Проблемы и взаимоотношения современных  "дачников" перекликаются, как и все человеческие проблемы во все времена. Образы и характеры очень хорошо выписаны, игра всех актёров превосходна, поэтому полное ощущение нахождения внутри дома семьи Сергея и Варвары. Словно ты гость в сторонке, которого пока не замечают. Но замечаешь, что эти люди совершенно чужие друг другу, хотя собрались как бы друзья на новоселье. Нет искренней дружбы, настоящей любви. Все заменили истерия, взаимные претензии, неудовлетворенность. Захотелось обратиться к первоисточнику, скопее перечитать классиков, Чехова, Горького, хотя спектакль поставлен по мотивам. Припомнились и  кинофильмы, где показаны человеческие страдания, когда возрастной кризис, устремление к лучшей жзни,  ее переосмыслению заставляют задуматься современников о себе, своем поведении, о семейных отношениях сегодня и сейчас.  Мы благодарны режиссеру, актерам «Старого дома» за вызванные чувства и эмоции, предоставленную возможность насладиться театральной премьерой.

 

 

Комментарии  

#1 Ладыжец Валентина Ва 10.10.2023 07:49
Спектакль "Дачники" по пьесе Горького.
Режиссер перенес действие в наше время. Более того, - в наш год.
А в уста одного из персонажа-обывателя вложил перечисления дат переломных пяти моментов в жизни страны. "... Моя ладонь превратилась в кулак..." Что хотел сказать автор этой бунтарской фразой? Ни слова про СВО. Про родину и патриотизм. Война идет, друзья! Дата названа. Отношение к ней - нет! Остро воспринимаю такой пофигизм или намек на нейтральность.
Цитировать

Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk