В рамках мероприятий Года Рахманинова на Малой сцене НОВАТа состоялась премьера оперы «Алеко» в постановке главного режиссера НОВАТа,
заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Стародубцева и художественного руководителя и главного дирижера НОВАТа Дмитрия Юровского.
Московскую консерваторию Сергей Рахманинов окончил с большой золотой медалью. Дипломной работой стала опера «Алеко», написанная в 1892 году менее чем за двадцать дней. Либретто одноактной оперы по поэме Александра Пушкина «Цыганы» написал известный театральный деятель Владимир Немирович-Данченко. Судьба оперы была успешной. Уже в 1893 году прошла премьера в Большом театре, на которой присутствовал П.И. Чайковский.
Вместе с табором цыган кочует Алеко, покинувший шумную городскую жизнь ради красавицы-цыганки Земфиры. Между ними вспыхивает горячая любовь. Но в скором времени Земфира охладевает к Алеко, она влюбилась в молоденького цыгана.
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Алеко пытается воззвать к чувствам возлюбленной, но все безуспешно.
И что ж? Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!
Алеко не может смириться с предательством и в ярости убивает обоих. Цыгане изгоняют его из табора, им не нужен убийца…
– Когда спектакль впервые показывается зрителю, это самый трогательный момент, — с нескрываемым волнением говорит Вячеслав Стародубцев. На генеральной репетиции присутствовали студенты Новосибирской государственной консерватории им. М. Глинки, учащиеся специальной музыкальной школы, учащиеся колледжа им. А.Ф. Мурова. Наша музыкально-театральная семья пополняется, растет. Это творческий триумвират, союз, который мы сейчас создаем. И в этом залог музыкального будущего Новосибирска. Сегодня у нас не просто премьера новой оперы, сегодня еще и премьера хорового балета. Мы долго к этому шли, все предыдущие годы мы стремились к такому уровню.
Громадное счастье и гордость за наш хоровой коллектив под руководством главного хормейстера Вячеслава Подъельского. Это была их идея, чтобы не просто стоять и петь хоровые партии, это их инициатива внести в партии элементы балета.
В этом большая заслуга хореографа Сергея Захарина, имеющего уникальную методику работы с оперными хоровыми коллективами.
Скажу честно, я впервые видела, как молодые студенты с восторгом, стоя, аплодировали артистам и музыкантам, всему театральному коллективу. Значит откликнулось. Значит найден путь к их сердцам, и опера живет и интересна не только взрослым любителям-театралам, но и молодому поколению. Для этого и работает НОВАТ.
Атмосфера Концертного зала им. Исидора Зака удивительным образом втягивает зрителя в театральное действие. Прекрасные голоса солистов, изумительно звучащий оркестр. Использование всех площадей, балконов, лестничных проходов создает ощущение присутствия внутри спектакля. С первых звуков оркестровой интродукции возникает драматический конфликт. Тревожные мотивы духовых инструментов, пронзительно чистые звуки скрипок и альтов создают глубокий эмоциональный контраст. Как мог молодой композитор в 19 лет написать такую мощную по глубине музыку?
Но ведь именно в 19 лет кипят самые большие страсти между чувствами и духовным полетом. Это трамплин высокого градуса, высочайшей амплитуды и контраста. Здесь уже слышатся звуки рахманиновской «Всенощной». В музыке столько оттенков, нюансов, столько драматических пауз. Постановщики спектакля хотели очистить оперу от всего наносного, погрузиться в самого Рахманинова, максимально сохранить музыкальную стилистику. Одно действие идет один час, но сколько в нем спрессовано страстей!
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
На сцене декорации – фигуры белых лошадей. В углу зала рояль, граммофон и цыганка заводит старую пластинку. Эта картинка обрамляет спектакль, как воспоминание о прошедших днях. Образ сильного коня, степь, костер, туман, река, колесо от цыганской кибитки – все связано в одной линейке, сцена оформлена под ночное, ночной берег. Такую концепцию реализовал художник-постановщик Тимур Гуляев. Как будто вся это история происходит внутри цыганского табуна коней. И здесь контраст – силуэты белых лощадей идут в одну сторону, черных – в другую. Костюмы в спокойных тонах, без пестроты, мишуры и блеска, довольно однотонные по краскам. Постановщики спектакля намеренно ушли от яркости костюмов и разноцветья цыганских красок, чтобы не потерять все богатство самой музыки Рахманинова, романтизм и широту русской музыки и вечной темы любви.
— Чем меньше роль, тем артисту сложнее успеть раскрыться зрителям, — уверен Павел Анциферов, один из исполнителей Алеко. – Я сам из Красноярска, и мне посчастливилось слушать партию Алеко в исполнении Дмитрия Хворостовского, он всегда со мной.
Партию Алеко исполнял и Федор Шаляпин, великий русский оперный певец. Каватина «Весь табор спит» была одной из лучших в его репертуаре.
Впервые опера была поставлена в Новосибирске в1996 году в концертном исполнении, затем в 2004 году также в концертном исполнении. И вот полноценная премьера в репертуаре театра, замыкающая цикл из трех завершенных опер Сергея Васильевича Рахманинова. В 2023 году «Алеко» отмечает свое 130-летие.
Следующий премьерный показ оперы 18 октября 2023 г.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты на сайте https://novat.ru, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа
Ольга Вьюнова
Фото Виктора Дмитриева
Комментарии