2.61°C
eye1
3 мая 2024
Познай себя. Часть 4. Водопад Учар

Большой Чульчинский водопад, более известный как Учар, считается одной из самых труднодоступных достопримечательностей не только Алтая, но и всей России.

Водопад находится на правом притоке Чулышмана, реке Чульча, в десяти километрах от её устья. Учар не является водопадом в классическом понимании этого слова, по сути, он является водоскатом (т. е. отвесно падающим), уступ на реке хоть и крутой, но не отвесный, и вода не падает, а скатывается по камням, но его всё равно называют водопадом.

Водопад был обнаружен в 1981 году группой туристов-водников из Новосибирска, а в 1982 г. к нему отправились учёные из института геологии и геофизики СО АН СССР, они же и предложили назвать его Учар (неприступный).

До турбазы «Учар» мы доехали на автомобиле, спустившись с перевала Кату-Ярык и, проехав затем по долине Чулышмана около 30 км, переправились на правый берег на моторной лодке, встали на тропу и шли два километра по каменистому полю, до входа в ущелье. У входа в ущелье стоит палатка — это пост заповедника, экскурсия к водопаду платная. От поста тропа поднималась вверх, с огромным количеством камней под ногами. После входа в ущелье начался мелкий дождь, который сопровождал нас до самого водопада, тем самым затрудняя наш путь. Тропа и камни стали скользкими, я два раза упала, рюкзак за спиной иногда нарушал моё равновесие. Вскоре перед нами возникло первое препятствие в виде речки Артышту — это первая и наиболее серьёзная речка по пути к Учару. Через реку есть переправа, в виде перекинутого бревна, оно тоже было скользкое от дождя.

vodopad 2

Мы по очереди переходили на другой берег реки, держась за верёвку, и осторожно двигаясь по бревну, стараясь не смотреть вниз на ревущую Артыштау. И это было ещё не главное препятствие...  Двигаемся дальше...  И вот она, знаменитая стенка!

vodopad 7

Впервые я узнала, что такое «скальный прижим». Это трос, закреплённый на гладкой поверхности скалы и металлические скобы, по которым мы передвигались, держась за трос, внизу глубокое ущелье и бурлящая горная речка, этот вид аттракциона не для слабонервных.

vodopad 3

Мы прошли большую половину пути, главные препятствия остались позади, но они встретятся нам ещё на обратном пути. Если до этого тропа шла относительно горизонтально, то теперь она начала ползти вверх, подъём некрутой, но довольно долгий. В жаркую погоду, я думаю, двигаться по этому пути ещё сложнее.  И вот мы у цели!!! Здравствуй, батюшка Учар!!!

vodopad 4

Водопад потрясает своей мощью, огромные каменные глыбы и нескончаемые потоки воды, которые с огромной скоростью несутся вниз и разбиваются о гигантские камни. Водопад окружен отвесными скалами, наблюдать за этим гигантом можно только у подножия потока.

vodopad 5

За время перехода одежда наша промокла, мы разделись и совершили омовение в чудодейственных водах
Учара. Переоделись в сухую одежду (у кого она была), сделали Практику, перекусили и отправились в обратный путь.

vodopad 6

Я была самая возрастная в нашей группе, в этот день для меня несколько раз прозвучал один и тот же вопрос: «Сколько Вам лет?», и услышав ответ, мои попутчики были несколько обескуражены. Несмотря на все тягости маршрута, туристов здесь достаточно много, встречаясь на узкой тропе, они приветствуют друг друга и желают доброго пути, от них веет добром, любовью, счастьем, радостью и ты невольно начинаешь испытывать эти же чувства. В общей сложности экскурсия на водопад заняла десять часов, мы преодолели двадцать километров пути.

На турбазу пришли поздно, было темно и прохладно, кое-как поужинали и упали без чувств. У меня сильно болели ноги от нагрузки, на следующей день пришлось делать определенные упражнения, чтобы снять напряжение в мышцах. «Познай себя, и ты познаешь весь мир!» — призывали древнегреческие мудрецы. Человеку необходимо понять, что он хочет, что сделает его истинно счастливым и какими возможностями он располагает. А возможности у человека практически неограниченные, в этом я убедилась на собственном опыте, оказавшись в экстремальных условиях. Также имеет значение кто рядом с тобой, я благодарю ребят нашей группы за их моральную, физическую и психологическую поддержку, в таких условиях быть одним цельным организмом — очень важно!

Продолжение следует

Светлана Чупракова, член клуба самоорганизации и самореализции «Пенсионеры-онлайн»

Фото предоставлены автором

Читать предыдущий материал:

Часть1. https://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/znakomstva/kluby-obshcheniya-pozhilykh/poznaj-sebya-osvoenie-novykh-praktik
Часть2. https://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/znakomstva/kluby-obshcheniya-pozhilykh/poznaj-sebya-pereval-katu-yaryk
Часть3. https://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/znakomstva/kluby-obshcheniya-pozhilykh/poznaj-sebya-chast-3-kamennye-griby

#3 Инна 05.09.2023 11:24
Светлана Александровна, вы такая молодец! Так и надо - жить на полную!
Цитировать
#2 Татьяна 31.08.2023 17:19
Светлана, спасибо, что все подробно рассказываешь! Да, вам можно сказать, повезло, что вы шли не в жару. В дождь, конечно, скользко, но если обувь хорошая, подошва не скользит, то нормально, а я шла в жару и надолго запомнила этот маршрут: обезвоживание началось, в глазах мутнело, хорошо с собой была глюкоза и соль. Нас было 6 человек, всем дала понемногу и мы дошли до палаток, но очень интересный маршрут. Я была тоже самая возрастная.. Молодец, Света! Человек выдержит все, если сильно захотеть!
#1 Татьяна 31.08.2023 16:22
Света, браво! Снимаю шляпу!!! Ооочень крутой маршрут, красота невероятная! И Алтай впечатляет своей вечной красотой и ты, Светик, своей выносливостью и оптимизмом! Так держать!
Цитировать

Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.